Новый куратор — новая политика. Почему Путин впервые не поедет в кремлевские молодежные лагеря

06/08/2018 - 21:11 (по МСК) Михаил Рубин, Павел Лобков

Владимир Путин этим летом не посетит ни один из крупных молодежных кремлевских лагерей. Как выяснил Дождь, вместо традиционных «Территории смыслов» и «Тавриды», президент отправится в никому неизвестный кавказский лагерь «Машук». Почему — обсуждаем с Михаилом Рубиным.

Миша, скажи, пожалуйста, вот это ритуальное появление перед молодежью, к которому мы привыкли в предвыборной кампании, каждую неделю было три молодежных тусовки. Всё, проект «Будущее», или как назывался, проект «Образ будущего» закрыт? Образ будущего уже есть?

Нет, образ будущего есть, безусловно. Паша, как вообще можно в этом сомневаться, скажи мне, пожалуйста?

Возвращаюсь к твоему вопросу. Действительно, президент очень много работал с молодежью во время избирательной кампании. Конечно, сейчас это уже нужно не настолько активно, в этом даже нет сомнений, но как-то появляться перед молодежью он должен.

Более того, в сам день инаугурации, я тебе хочу сказать, планировалось, что всё будет не так плохо. Вот помнишь, он же тогда в день инаугурации, 7 мая, принял присягу, потом вышел, посмотрел, принял уже президентский полк, принял присягу президентского полка в честь очередного юбилея создания этого полка.

И вот после этого как раз он подошел общаться к той самой молодежи. У нас же год волонтеров сейчас, и всё время президент общается…

Да, в красном они, по-моему, в ярко-красных шортах.

Да, давай вспомним, как это было.

― Владимир Владимирович, скоро форумы летние. В прошлом году вы были на «Тавриде», а на «Территорию смыслов» уже давно к нам не заезжали. В этом году будет смена «Эффективная политика». Приедете к нам?

Владимир Путин: Я постараюсь, у нас ведь много этих форумов. В 2016 году, по-моему, я был на «Территории смыслов».

― В 2015, на первом, да.

Владимир Путин: В 2015.

― Да. Сейчас были на Тавриде. Мы вас очень там ждем.

Владимир Путин: Спасибо.

― На смене «Эффективная политика», туда вся активная молодежь приедет, будет вас очень ждать.

Владимир Путин: Я точно куда-нибудь приеду, постараюсь, может, и к вам.

Вот смотри, как странно.

Как всегда, он точен: «Я точно куда-нибудь приеду».

Да. Но это очень странно. Всё-таки понятно, что это не случайные вопросы всегда, уж если людей пущают…

Это специальные дети, которые ездят между «Тавридами», «Смыслами» и «Сириусами» или какими там еще звездами, да.

Конечно, всё согласовано. И эти специальные дети его попросили: «Владимир Владимирович, приезжайте к нам на „Территорию смыслов“». Понятно, что этот вопрос уж наверняка был не сюрпризом для президента. И, конечно, все информационные агентства государственные тут же сообщили, что, соответственно, Росмолодежь, организаторы, ждут президента на «Тавриде», как обычно, ничего в этом странного нет, на политической смене.

Но вот политическая смена прошла, и президент туда не приехал. Очень странная история. Почему же президент не приезжает в свои любимые кремлевские лагеря, лагеря, с которыми все так всегда много возятся?

Давай с этим разбираться, для этого надо вспомнить чуть-чуть истории. Давайте вспомним вообще, с чего лагеря начинались. В начале они всегда проходили, еще с середины двухтысячных, любимое детище Владислава Суркова ― это Тверская область, всем известный лагерь «Селигер». И вот был этот лагерь долго. Кстати, Путин туда приезжал не сразу, он туда приезжал с 2009 года по 2014, он туда приезжал почти систематически, пять раз подряд. И всегда это был такой ритуал. Но что потом случилось?

Он еще был премьер-министром тогда.

Да, и он туда приезжал.

И параллельно президентом.

Да, абсолютно.

То есть он имел свою президентскую площадку.

А что потом произошло? Потом произошла очень простая история. Сменился куратор внутренней политики, а именно куратор внутренней политики отвечает за эти лагеря. Поэтому «Селигер» с 2015 года больше фактически не проводился.

Посмотрим, что стало проводиться вместо этого. Вместо этого Кремль создал достаточно много лагерей. Куратором внутренней политики стал Вячеслав Володин, соответственно, во Владимирской области появилась «Территория смыслов» та самая, а в Крыму появилась «Таврида» ― это тоже очень важно, да, потому что это присоединение Крыма. Новые территории ― новые молодежные лагеря.

При Вячеславе Володине всё было прекрасно, и я думаю, что если бы Володин остался куратором внутренней политики, то поехал бы прекрасно президент на «Тавриду» или на «Территорию смыслов» в этом году. Но всё изменилось. Несколько лет назад, как известно, Володин перешел в Государственную Думу. Появился у нас Сергей Кириенко, куратор внутренней политики.

Сергей Кириенко, конечно, не хочет следовать традициям предшественников. Создать новые лагеря он еще не успел, хотя, как поговаривают, обсуждается сейчас…

Прошу прощения, «Кремль создал много лагерей» ― это, конечно…

Естественно, да.

Поговаривают, что «Территорию смыслов» уже хотят ликвидировать, причем примерно с тем же посылом, как ликвидировали «Селигер». До «Селигера», говорили, неудобно ездить. Вот теперь уже говорят, что до «Территории смыслов», хотя это Владимирская область, тоже не очень удобно ездить.

Какое название! Креативные площадки для создания новых смыслов. Это чтобы хипстеров приучать к поводку.

Вот, поэтому да. Сложно было Сергею Кириенко. А что делать? Куда-то же президента надо отправить. Поэтому придумали отправить его на Северный Кавказ. Рядом с городом Пятигорском есть действительно никому не известный лагерь «Машук». Кстати, лагерь «Машук» существует еще с сурковских времен. Но он такой никому абсолютно не известный, региональный, не имеет никакого федерального статуса.

А это всё деньги налогоплательщиков, да, как я понимаю?

Значит, так люблю я об этом рассказывать. Каждый год они нам представляют, что половина или какая-то часть денег ― это государственные деньги, а это всегда организовывают разные ведомства, в частности, Федеральное агентство по делам молодежи, а другая половина ― это якобы частные спонсоры. Мы понимаем, что это за спонсоры.

Попробуй не финансировать.

Естественно, не дай бог.

Но с «Машуком» интересная история. Это настолько второразрядный лагерь, им даже не занимается Росмолодежь, которая обычно всем этим занимается, им занимается Агентство по делам национальностей.

Какой вообще политический смысл вот в этом перемещении нынешнем? Это задвигается куда-то Володин, ему указывают, что?..

Я абсолютно уверен, что Сергей Кириенко не хочет следовать по стопам… Понятно, что куратор внутренней политики предлагает президенту, здесь право внутриполитического блока ― предложить президенту куда-то приехать. Я абсолютно уверен, что они предложили президенту ехать… Как Володин в свое время не предлагал ездить президенту в сурковские лагеря, так теперь Кириенко не хочет, чтобы президент ездил в володинские.

Это как марокканские короли. Когда менялся король, он не жил никогда во дворце предыдущего и столицей избирал обязательно новый город. Поэтому в Марокко семь имперских городов, потому что было семь столиц, последних королей было семь. В общем, такой довольно феодальный способ мышления.

Это же логично. Меняется начальник, меняется вслед за ним абсолютно всё.

Другие выпуски