«Прокурор сказал, что Яшин поддерживал ФБК»: адвокат Новиков объяснил, за что Яшина могли снять с выборов

25/06/2021 - 21:26 (по МСК) Владимир Роменский

Муниципальный депутат Илья Яшин сообщил, что его сняли с довыборов в Мосгордуму из-за поддержки Алексея Навального. Об этом политик написал в твиттере. В ролике в YouTube Яшин сообщил, что 24 июня пришел подавать документы для регистрации на довыборы, но председатель избиркома выдал ему официальный отказ. В своем постановлении комиссия сослалась на «закон против ФБК*» (деятельность организации признана экстремистской и запрещена на территории РФ), который запрещает участвовать в выборах причастным к деятельности экстремистской организации. 

Прежде чем начнем, я должен оговориться, что Фонд борьбы с коррупцией не только внесен в реестр иностранных агентов, но и признан экстремистской организацией. О том, что Яшин теперь экстремист, он написал у себя в твиттере, вот так вот он расценил действия избиркома. Яшина не допустили до выборов по решению, собственно, этой самой региональной избирательной комиссии, никакого суда не было. Насколько это вообще соответствует букве закона?

Смотрите, это как раз очень хороший пример, почему мои коллеги, юристы, не любят отвечать вашим коллегам, журналистам, на вопрос о том, как будет применяться очередной русский закон. Если бы мы это обсуждали ― а мы, кстати, обсуждали с кем-то из ваших коллег ― сразу после принятия закона, я бы сказал что-то вроде: «Вы знаете, наверно, имеется в виду, что если есть вступившее в законную силу решение суда о том, что такой-то человек, названный по имени, фамилии и отчеству, был вовлечен в такую-то, названную конкретно экстремистскую деятельность, то ему откажут в регистрации».

И вот сейчас мы видим, что читать этот закон и понимать его буквально было не нужно, а нужно было действительно понимать его самым примитивным образом, что это закон о том, что все, кто как-то стоял рядом с Навальным или, может быть, стоял, или посмотрел на него, или Навальный на него посмотрел, всем нельзя выбираться. Вот ровно так эта ситуация преломилась в случае с Яшиным.

У нас на закрытом заседании Мосгорсуда только что опубликовали протокол, который по каким-то соображениям Мосгорсуд не сделал секретным документом, и все желающие могут убедиться, как проходило обсуждение ситуации вокруг Яшина. Яшин не упоминается в материалах этого дела, про Яшина выступавший прокурор сказал что-то вроде: «А этот ФБК, его же еще поддерживал Яшин». То есть без имени причем, да, не Илья Яшин, не муниципальный депутат Яшин, просто Яшин, одно слово. И на мой вопрос о том, кто такой Яшин, ответил что-то вроде: «Некий Яшин, это такой гражданин России, который публично объявлял о том, что он донатит ФБК». И это довольно смешно звучало, потому что не очень понятно было из контекста, кто кого больше компрометирует, кто для кого больше такая порочащая связь, Яшин для ФБК или ФБК для Яшина, потому что вроде как мы обсуждали, что ФБК ― плохая организация, а не Яшин плохой, да.

В общем, в итоге в окончательную текстовку решения это все не попало, но тем не менее Яшину, насколько я понимаю из того, что сегодня опубликовалось, было сказано: «Мы же знаем, что вы были за ФБК, и поэтому вам нельзя». И когда Яшин говорит, что это произвол, да, конечно, это произвол, может, даже неплохо, что это произвол такой наглядный, что там не стали искать какие-то вымышленные основания вроде каких-то не таких подписей, как это было в 2019 году на выборах в ту же самую Мосгордуму, а просто честно и откровенно сказали: «Вы знаете, вот так теперь будет. Вы теперь экстремист, да».

Как вы считаете, возьмут ли регионы на вооружение этот опыт московских избирательных комиссий? Стоит ли ждать того, что будут снимать с выборов под тем же предлогом сторонников Навального в провинции?

Пока принцип «где царь, там и псарь» работал идеально до сих пор. Пока все порочные практики, которые приходили из Москвы, с большой благодарностью принимались регионами. Так что я не вижу, почему это должно случиться иначе в этом случае.

О каком количестве вообще людей, которые попадут под действие этого нового закона, может идти речь? Здесь любой человек, кто просто где-то упоминал Навального, донатил ему, то есть это получаются тысячи, если не сотни тысяч.

Вы понимаете, что невозможно подсчитать даже теоретически это число. Опять же если бы мы ориентировались на то, что избирком должен в свою очередь ориентироваться на текст судебного решения, то людей, каким-то образом поименно называвшихся в связи с ФБК в том единственном решении, которое как-то фиксирует, по крайней мере, что там был какой-то экстремизм, их сорок человек, сорок с небольшим.

Поскольку на примере Яшина мы уже видим, что совершенно необязательно, чтобы твоя фамилия была в судебном акте, чтобы тебя признали экстремистом, потому что кому-то так показалось, мы понимаем, что этот список неограничен и открыт. Там, например, в заседании обсуждалось, я говорил: «Смотрите, вот я, адвокат Новиков, в свое время донатил ФБК. Это тоже значит, что я экстремист?». И прокуроры мне ответили вон чего, что-то вроде того, что получается, что вы участвовали в деятельности, а экстремист или нет, это скажет суд. Или что-то в этом духе.

Я, в отличие от Яшина, не собираюсь выдвигаться ни в какую Думу, да, но если бы собрался, наверняка бы мне это тоже припомнили. Почему нет? Если один раз этого джинна выпустили из бутылки, то как это затолкать обратно?

Какая есть возможность у оппозиционеров каким-то образом оспорить это решение избирательных комиссий? Или же вы не верите в то, что даже в Конституционном суде удастся справедливости добиться?

До Конституционного суда еще очень далеко. Нет, пока что оппозиционерам говорят традиционную мантру: «Идите в суд, если вам что-то не нравится, идите в суд». Это тот же самый суд, который только что расправился в ФБК, и если у кого-то есть иллюзии по поводу того, что с ФБК поступили одним образом, а с Яшиным, Ивановым, Петровым поступят иначе, то эти иллюзии могут быть развеяны в самое ближайшее время. Я думаю, что мы это все увидим на протяжении пары месяцев, которые у нас остались до финиша избирательной кампании.

*По решению Минюста России ФБК и Фонд защиты прав граждан включены в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Фото на превью: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Другие выпуски