0:1 не в пользу спорта. Почему в регионах исчезает профессиональный футбол

Колонка спортивного обозревателя Дождя Алексея Андронова
05/08/2016 - 00:15 (по МСК) Алексей Андронов

Новый губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов, выходец из федеральной службы охраны, стал появляться на публике и начал объезд вверенной территории с главных предприятий, среди которых и Ярославский шинный завод. Ярославль и шины связывает не только это крупнейшее нефтехимическое предприятие, но и футбольная команда «Шинник», которая терпит финансовый крах.

Гендиректор клуба Валерий Фролов заявил, что постарается достучаться до влиятельного силовика, чтобы спасти клуб. Футболисты разбегаются, а долги растут.

Наш спортивный обозреватель Алексей Андронов рассказал о том, нужно ли государству спасать тонущие футбольные команды.

Есть ли в России профессиональный спорт? Хоккейный, баскетбольный, и прочие сезоны еще не начались, а вот футбол в очередной раз заставляет поставить этот вопрос ребром. На минувшей неделе сигналы SOS стали поступать из Ярославля. Чемпионат России в первом дивизионе ФНЛ стартовал меньше месяца назад, и уже случилось первое ЧП. На выезд в Хабаровск «Шинник» мог не улететь, но помогли болельщики, собравшие деньги на билеты. А вратарь команды Александр Малышев сообщил в своем фейсбуке, что на базе в Ярославле игроков перестали кормить.

Проблема содержания футбольных клубов из региональных бюджетов — не нова для российского футбола. В разное время в разных регионах клубы прекращали свое существование, и становились банкротами. За 25 лет таких клубов набралось почти 300.

Валерий Газзаев, самый успешный российский тренер современности, единственный наш соотечественник, выигрывавший европейский кубковый турнир, сейчас одновременно баллотируется в президенты РФС и ГД. Своего первого громкого успеха он добился в 1995 году, сделав владикавказскую «Аланию» первым немосковским чемпионом страны. Сейчас футбол в Северной Осетии мертв, «Алания» стала банкротом два года назад. За последние 10 лет клуб трижды лишался профессионального статуса, два раза снимаясь с соревнований самостоятельно, и однажды будучи исключенным силами РФС. После последних похорон футбола в Осетии открыты уголовные дела, однако будут ли они доведены до конца — вопрос риторический. Факт заключается в том, что в регионе, подарившем своим жителям и всей стране футбольную сказку 90-х, профессионального футбола теперь нет.

Аналогично развиваются события и в Волгограде. В 90-е годы местный «Ротор» был одним из самых заметных клубов страны и едва не стал чемпионом. В новом веке он также дважды лишался профессионального статуса — в 2005 и 2015 году. На стадионах в Волгограде и Владикавказе гуляет ветер, а ведь там выросло целое поколение детей, воспитанных на больших футбольных успехах, приездах в гости «Манчестер Юнайтед» или «Атлетико Мадрид». Все эти дети играют теперь в других регионах.

Футбольный клуб «Томь» тоже не отнесешь к числу однозначно благополучных. Он регулярно просит помощи у Владимира Путина. Представители местного бизнеса обычно откликались на указание из Кремля, это делалось компаниями на безвозмездной основе и без контроля за расходованием средств. Сегодня «Томь» снова играет в премьер-лиге, но сможет ли довести сезон до конца — не знает никто.

Самая дикая история гибели футбольного клуба в России случилась не на периферии, а в Москве. В 2002 году «Норильский Никель» выкупил у несуществующего ныне завода ЗИЛ бренд московского «Торпедо», переименовал команду, годом позже пригласил в акционеры правительство Москвы, после чего клуб снова сменил название, и стал скромно именоваться ФК «Москва». Жить так называемым горожанам было суждено чуть более 5 лет — в 2010 году «Норильский Никель» отказался финансировать непрофильный актив, и клуб просто перестал существовать.

Опираясь на накопленный опыт, можно сказать — профессиональные спортивные клубы, финансирующиеся из регионального бюджета, и дальше будут испытывать проблемы, а в особо острых случаях и вовсе исчезать с спортивной карты страны. Достаточно посмотреть на участника Лиги Чемпионов «Ростов», принадлежащий областной администрации. Сейчас за долги на команду наложен запрет на регистрацию новых игроков, а два года назад из-за задолженностей перед налоговой инспекцией и пенсионным фондом его пытались исключить из еврокубков. Не особенно хорошо идут дела и у команд, принадлежащих госкорпорациям: патронируемый «Газпромом» «Зенит» впервые за последние годы не попал в Лигу чемпионов и лишился больших денег. Частными, в подлинном смысле этого слова, являются менее половины команд, участвующих в чемпионате России.

У подобной схемы, особенно в нынешних экономических реалиях, просто нет будущего. Спорт упорно не желает быть в России бизнесом, и отдельные попытки, вроде Сергея Галицкого и его Краснодара, сути не меняют. Если рыночная конкуренция отсутствует в масштабах страны в политике, бизнесе и телевидении, то и создать ее в отдельно взятом спорте тоже невозможно. Кандидат в президенты РФС Валерий Газзаев требует, чтобы доходы от телевидения росли, но не объясняет, как именно это должно произойти. Пока что мы продолжаем жить в мире, где, за редким исключением, существует два типа клубов — принадлежащих корпорациям (часто по указке сверху), и финансируемых из бюджета. Первые пока еще относительно живы, вторые могут взлететь на воздух в любой момент, как близкий к этому сейчас ярославский «Шинник».

Фото: Ярослав Неелов/РИА Новости

Другие выпуски