Продуктовые карточки возвращаются

Как это отразится на наших кошельках

В Россию возвращаются продовольственные карточки — индикатор если не голода, то бедности , о котором только в 20 веке страна вспоминала четыре раза. Программа по введению продовольственных карточек для малоимущих внесена в правительство. 

Автор идеи — Минпромторг, который таким образом собирается помочь нуждающимся и поддержать отечественного производителя.

Отечественным бедным (а их теперь 28 миллионов) — только отечественные продукты. В предыдущие кризисы страшная тень продкарточек возникала неоднократно, но теперь  поручение подготовить такой проект исходит от первого вице-премьера Игоря Шувалова, а, значит, карточки — это неизбежность.

Впервые карточки в 20 веке ввел еще Николай II в 1916 году, когда Россия была истощена Первой Мировой.  Весной 1917 года эту же схему продолжило и Временное правительство. Пшеница, рожь, просо, гречка распределялись по карточкам. Третья волна централизованного распределения (читай — ограничения) продуктов питания пришлась на Великую Отечественную. Наибольшая пайка выдавалась работникам оборонной промышленности и служащим силовых ведомств, наименьшая — детям, старикам, то есть не нужным стране людям, сухо названным «иждивенцы».

В конце 80-х, начале 90-х — уже мирное время, но все равно тотальный дефицит. Карточки называют талонами. В список входят чай и сахар, табачные изделия и алкоголь, мыло и стиральный порошок, спички, галоши. В Ельце, например, только по талонам можно было приобрести женское белье, трусы и лифчики угрожающего вида.

В Москве карточки, выдаваемые совершеннолетним, позволяли приобрести в месяц не более десяти пачек сигарет и двух бутылок водки. Введение карточек, даже ограниченное, — это сигнал о наступающей бедности, которую государство уже не может скрывать.

Анна Монгайт и Владимир Роменский обсудили с Сергеем Смирновым, доктором экономических наук, что и кому будут продавать по карточкам.

Другие выпуски