Правительство поддержит «Макдональдс», а «Теремок» — нет. Почему российский бизнес возмутил список системообразующих компаний

24/03/2020 - 22:04 (по МСК) Валерия Ратникова

Новые меры правительства по поддержке российского бизнеса понравились не всем. Например, основатель сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров возмутился, почему его компании в списке нет, зато есть «Макдональдс». По мнению Гончарова, государство поддерживает представителей иностранного бизнеса в России, а отечественному общепиту — «шиш с маслом». Так ли это и кому действительно на государственные деньги в ближайшее время рассчитывать не стоит, выясняла Валерия Ратникова.

Главная претензия владельца «Теремка» российскому Правительству — почему поддерживают американский «Макдональдс», а не наш, отечественный общепит. В списке системообразующих компаний теперь не 200, а целых 600 компаний — а главный русский национальный фастфуд остался без внимания. К претензиям в фейсбуке прилагается иллюстрация: коварный Рональд Макдональд закармливает несчастную девочку бургерами.

Михаил Гончаров, бизнесмен: «Америка нам санкции, а мы им поддержку американского бизнеса на нашей территории. Аплодирую стоя!»

Гончарова поддержал основатель «Додо Пицца» Федор Овчинников — удивился, почему в списке нет не только русского «Теремка», но и международной сети фастфудов KFC: «В России она больше, чем „Макдональдс“». Компанию Овчинникова тоже не включили в список, но ей легче во время эпидемии — спасает доставка.

А, правительство, кажется, зря обвинили в не патриотичности. Среди тех, кто вошел в список системообразующих компаний, например «Вкусвилл». Мы его знали еще по глубоко русскому названию «Избенка». Да и сам «Макдональдс» в России — не иностранная компания, его инвестиции в российскую экономику — четверть от всей индустрии общественного питания. Вот что говорил генеральный директор российского Макдональдса еще два года назад: «Мы нашли 160 компаний, которые нам поставляют качественную еду. Двадцать восемь лет спустя мы с гордостью говорим о 98% локальных поставок в наши рестораны».

Игорь Юргенс, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей: «Критерии разные, но смысл в том, чтобы оказать поддержку тем предприятиям, которые важны для нас с вами как потребителям. Вот я как потребитель могу сказать, что если закроется „Макдональдс“, который расположен в одном квартале от нашей организации, то это будет довольно серьезная проблема для тех людей, которые у нас работают. Поэтому сейчас гнать волну лже-патриотизма и ура-патриотизма, так не бывает. Есть бренды, и есть доказательная база».

Тех, кто вошел в список могут ждать самые разные послабления — налоговые льготы, госкредиты, прямые денежные вливания, меньше проверок. Просто так никто ничего не получит — компаниям нужно будет пройти так называемые стресс-тесты, то есть подтвердить свою устойчивость во время кризиса, и выполнить обязательства перед государством, например, по обеспечению рабочих мест.

Игорь Юргенс, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей: «Они должны, безусловно, держать абсолютно транспарантно свою базу данных, чтобы люди из контролирующих органов реально понимали, что они в форме или, наоборот, не в форме. На них занято столько народу, что удаленка вызовет некие социальные волнения или социальное напряжение».

А вот меньше всего заботу государства ощущает, конечно, малый, частный бизнес. Правительство обещает предпринимателям снизить цены на аренду, но только если они арендуют у государства и муниципалитетов. Сильно бизнесменам это не помогает. Одни, наблюдая за тем, как власть поддерживает крупные бренды, готовят последние бургеры. Другие, опасаясь, что после эпидемии на рынке останется только «Макдональдс», «Икеа» и другие «Ашаны», ищут альтернативные способы поддержать малый бизнес.

Виктория Логачева, основатель маркетплейса «Товарика»: «Мне показалось, что нужно немного переориентировать людей, чтобы они покупали не у лидеров рынка, с которыми, я уверена, все будет прекрасно и все будет в порядке. А у тех, кто живет с ними на соседней улице, в их городе или в соседнем городе. Мне кажется, что тут основная проблема в том, что государство не воспринимает малый, мелкий, микро бизнес как системообразующее предприятие для своей страны. В других странах очень большая часть помощи бюджетной, государственной, идет именно малому бизнесу».

Игорь Юргенс, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей: «Те, у кого бренды есть, опять получат своих людей. Хорошие места, я вас уверяю как потребитель. Я выйду на Новый Арбат, я пойду туда, где я знаю, безусловно, сразу и там очень сильно поем. Безусловно, в свои любимые места пойду. Тут не надо паники».

А тем временем в список системообразующих предприятий обещают добавить еще компании — может, его новая версия никого не обидит.

Фото: Александр Зеликов/ТАСС

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски