«Попросили от коллектива 15-20 человек»: как учителей загоняют на праймериз «Единой России»

20/05/2020 - 21:50 (по МСК) Антон Баев

25 мая состоятся праймериз «Единой России». Это внутрипартийное мероприятие примечательно тем, что впервые оно пройдет в электронном формате — генеральный прогон голосования по Конституции. На эти выборы, как и на все остальные, «Единая Россия» мобилизует бюджетников — учителей. А в этом году еще и учеников. За российскими предвыборными технологиями эпохи массовой пандемии наблюдал Антон Баев.  

В прошлом году региональные телеканалы всячески агитировали жителей за участие в предварительном голосовании. В этот раз из-за самоизоляции приходится использовать дистанционные методы. Учителей и родителей через чаты и Zoom заставляют участвовать в предварительных выборах, праймериз, «Единой России».

Учитель из Калужской области, анонимно: Школе могут не дать финансирование на следующий год, на ремонт или на что-то другое. У нас в коллективе достаточно много учителей в возрасте, и, соответственно, не все из них могут даже зарегистрироваться сами. Даже директор начал писать о том, чтобы ему дали свой пароль от сайта Госуслуг, чтобы он зарегистрировал сам. У нас есть, например, спортивная секция, я знаю, что там тоже тренер регистрировался. 

Праймериз пройдут в 15 регионах и 22 городах. Практически во всех из них учителей, родителей и даже школьников, которым исполнилось 18 лет, просят зарегистрироваться на сайте правящей партии, чтобы поучаствовать в праймериз. 

Пока учителей не пугают увольнениями и сокращением зарплаты, однако обещают, что в случае, если педагоги не зарегистрируются на сайте, школы могут лишиться бюджетных средств — на ремонт, например, или новую технику. 

Владимир Кочеулов, учитель истории: Нам в WhatsApp скидывали о том, что мы должны зарегистрироваться на этом сайте, чтобы голосовать на праймериз. Там учителя говорят: «Обязательно разве это?» Ну вроде от нас требуют. Попросили, чтобы 15-20 человек зарегистрировались. Ну 15-20 человек, конечно, от коллектива, от Звериноголовской школы там, соответственно, зарегистрировались. Партия «Единая Россия» сказала — комсомол, учителя ответили: «Есть!»

«Единая Россия» все это отрицает и винит перегибы на местах. Ситуацию обещают исправить, но аннулировать учетные записи голосующих никто не собирается.

Представители «Единой России» в Ростове: Мы изучаем все факты, связанные с излишне инициативным информированием людей об этом мероприятии. Факты какого-либо принуждения, если они подтверждаются, мы жестко пресекаем. Повторим, вся информация анализируется, в дальнейшем будут сделаны выводы.

Давление не особо приносит результаты, поэтому счетчика желающих проголосовать на сайте нет. Возможно, дело в том, что завести учетную запись и правда сложно: нужно оставить практически все свои данные. Это необходимо, чтобы верифицировать личность голосующего. Так указано на сайте.

Дмитрий Медведев, 2019 год: Сразу хочу сказать, это большая работа. Хочу всех, кто в этом участвовал, кто этим занимался на протяжении последних трех месяцев, сердечно за это поблагодарить, потому что это действительно большая организационная работа. Наше предварительное голосование голосование было электронным, и за счет этого цифры, которые мы получим, они еще будут скорректированы на тот процент, который будет подсчитан электронным путем. Это, по сути, обкатка новых технологий, которые могут использоваться в дальнейшем, в том числе и в полноценной избирательной практике. 

Казалось бы, какая разница, кого «Единая Россия» будет выдвигать в региональные парламенты и как. Однако праймериз могут оказаться генеральной репетицией перед плебисцитом по поправкам в Конституцию. И даже на этой репетиции есть нарушения.

Василий Вайсенберг, эксперт движения «Голос»: Праймериз никак не регулируются избирательным законодательством. По сути, партия может делать все, что хочет, что не запрещено законом. Но законом как раз запрещено вмешательство партии в деятельность учебных заведений. То есть то, что учителя обзванивают своих учеников, это может выглядеть как принудительное привлечение их к деятельности политической партии. А вот это запрещено законом. Только не о выборах, а об образовании. Вопрос контроля электронного голосования — это вопрос очень сложный. И даже в тех странах, где люди более или менее доверяют выборам, и то там идут дискуссии по поводу электронного голосования. В России электронное голосование с таким уровнем доверия — это абсолютное зло. 

Уже сейчас можно предсказать, что эксперимент получится не очень удачным. Во-первых, даже из-под палки загнать бюджетников на сайт «Единой России» получается плохо. Во-вторых, большинство голосующих даже не поймет, за что, а главное зачем, они голосуют.

Дмитрий Орешкин, политолог: Эти праймериз — это будет, скорее всего, техническая проверка возможности голосования по интернету. И не более того. Есть такой технологический момент на всех голосованиях последних лет, как приводной избиратель. Новость сейчас заключается в том, что приводной избиратель начинает злиться. Важно, могут ли руководители бюджетных организаций: директора школ, главные врачи крупных больниц, начальники бюрократических структур и крупные производственные объединения, которые напрямую взаимодействуют с Кремлем, — могут ли они обеспечить необходимый уровень явки приводного избирателя. 

За оставшихся четыре дня функционерам от партии нужно будет мобилизовать еще десятки тысяч человек. Заставить работающих на дистанционке учителей пока не получается: видимо, дальше в ход пойдут врачи и работники заводов. Только вот прозрачности от подобных голосований ждать не стоит: это показало предыдущее электронное голосование в Москве.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски