«Потемкинские деревни» в торговых центрах: почему зарубежные бренды уходят из России и станет ли это трендом?

29/08/2017 - 00:16 (по МСК) Ольга Гладышева

Московские торговые центры переживают не лучшие времена аналитики рынка говорят, что количество пустующих торговых площадей год от года увеличивается. Некоторые западные бренды и вовсе свернули бизнес в России. Ольга Гладышева о том, что происходит сейчас в ритейле.

Пустующие торговые центры  черта нового времени (затянувшегося кризиса в российской экономике). Почти здания-призраки с искусственными витринами, такие потемкинские деревни по всей Москве.

Алексей Петропольский, управляющий партнер «Агенство.net»: Сейчас порядка 30% торговых площадей не занято. Если детально обращаться к тому, где они находятся, то это — бизнес-центры или торговые центры, находящиеся вдали от метро, вдали от плотного населения, где людей очень мало. Бум строительства, который у нас наблюдался с 2008 по 2014 год, породил очень много торговых центров, которые находятся отдаленно даже от спальных районов.

Аналитики расходятся в подсчетах вакантных площадей. В отличие от Алексея Петропольского, международное агентство недвижимости JLL, которое регулярно готовит исследования рынка, наоборот, видит позитивный тренд. По их данным, в Москве пустуют около 6,5% торговых площадей (и их число снижается). Причем в ключевых торговых центрах (таких, как «Европейский», «Атриум» или «Авиапарк») доля свободных площадей не достигает даже одного процента.

Оксана Копылова, глава направления аналитика торговой и складской недвижимости JLL: За полгода снизилась больше, чем на 1.5%, это достаточно позитивный тренд, я считаю. К нам продолжают приходить иностранные тренды, активно очень приходят — с начала года пришло уже 24 новых бренда и то сопоставимо с показателем прошлого и позапрошлого года.

Однако в то же время, отдельные компании покидают российский рынок. Причем за восемь месяцев этого года из России ушло семь брендов. Это вдвое больше, чем в прошлом году, рассказывает Копылова.

Оксана Копылова, глава направления аналитика торговой и складской недвижимости JLL: Нельзя это превращать в тренд только исходя из такой цифры динамики по причине того, что у каждого бренда, который покинул российский рынок, были свои внутренние причины для этого решения. Вот, например, бренд LeEco, который открылся в начале года и закрылся сейчас. Это связано было скорее с пробным шагом, когда компания открывается на предмет, стоит ли это, эффективно, или не стоит. Как бы попробовать. Ну, попробовали и решили, что не столь эффективно в такой категории цен работать. Компания, допустим, Accessorize ушла вследствие того, что была закрыта компания, которая ее развивала — Podium Market.

Кризис 14-ого года заставил уйти с рынка продавцов в среднем и высоком ценовом сегменте. Некоторые со сложностями справились, а некоторые нет. Косвенно с обрушившимся рублем связано и закрытие магазина одежды для новорожденных Mamas&Papas. Английский производитель объявил об уходе с российского рынка, однако компания Ideas4Retail, которая развивала бренд Mamas&Papas в России подчеркивает, что причина не ключевая.

Евгений Бутман, управляющий партнер Ideas4Retail: Мы начали с ними общаться в 11-м году, подписали контракт в начала 12-го года и в 12-м году открыли первый магазин. В дальнейшем стало понятно, что наша специализация в большей степени лежит в области игрушек и в области гораздо больших сегментов рынка детских товаров. По Mamas & Papas нам было работать все тяжелее по куче разных причин. Ряд экспертов, которые интенсивно кричат об уходе иностранных брендов, — это, конечно, полная чепуха. Есть серьезные иностранные бренды, которые формируют повестку розничной торговли в России, к ним относятся всем известные Zara, H&M, Mango, Adidas, Metro, MediaMarkt, Lerua Merlen, и так далее. Они не только не уходят из России, насколько я вижу, они очень активно наращивают свою долю, они открывают новые магазины, они активно развиваются, и так далее.

«Российский рынок продолжит сокращаться после четырех лет санкций и зависимости от цены на нефть», — об этом в начале августа заявил исполнительный директор Adidas Каспер Рорштед. По его словам, именно поэтому компания закроет 160 магазинов по всей России, но об уходе с российского рынка речь не идет.

Евгений Карасев, директор по бренд-коммуникациям Adidas: Adidas является абсолютным лидером на рынке обуви и спортивных товаров, и очень сложно представить себе уход с рынка такой большой компании-лидера. Действительно, в 2017 году планируется закрытие 160 магазинов, тем не менее это связано с изменением портфеля, в котором представлен Adidas в России. Мы перестраиваем и обновляем портфель. Мы не столько закрываем, а обновляем, открываем новые локации.

Более 90 магазинов Adidas ждет полное обновление, появятся еще и 30 новых — они призваны повысить качество продаж. Так что один из лидеров спортивного ритейла даже и не думал покидать страну. Однако это еще один пример кризисной волны, к которой не все бренды способны адаптироваться так же, как Adidas.

Фото: depositphotos.com

Другие выпуски