Порнография или душевная травма? Резонансные рисунки Шиле и Климта впервые в Москве

09/10/2017 - 23:47 (по МСК) Денис Катаев

В Москву впервые в новой России привезли двух знаковых венских художников начала 20-го века — Густава Климта и его ученика Эгона Шиле. В Пушкинском музее открылась выставка их рисунков, которые в своем время перевернули понятия о красоте. О том, кто и за что может взять на карандаш такую радикальную по нынешним временам экспозицию — в материале Дениса Катаева.

При жизни в Вене «нулевых» прошлого века Климта и его ученика Шиле не раз закидывали помидорами и обвиняли в нарушении морали. Обнаженная женская натура в произведениях Климта раздражала даже членов его же Сецессиона, критика и публика называла это пощечиной общественному вкусу и безумием. Экспрессивный физиологичный Шиле и вовсе сидел за искусство: 24 дня он провел за решеткой, его обвиняли в попрании нравственности.

Сто лет спустя в России как будто те же настроения. Лишний раз общественный вкус стараются не тревожить. Потому и в Пушкинском осторожно подошли к отбору работ. По принципу не буди лихо. Эротика на месте, но самая невинная из богатого собрания «Альбертины». Такие теперь времена.

Теперь остается гадать, что может может задеть впечатлительных российских верующих? Лежащие обнаженные Климта, откровенные и нарочито гиперсексуальные автопортреты Шиле? Или вовсе соседствующие со всем этим изобилием портреты детей, которые любил рисовать Эгон Шиле? 

В Пушкинском есть несколько экспрессивных девочек Шиле, а у Климта можно отыскать его собственную Лолиту в заманчивой позе. Так и до обвинений в педофилии недалеко. Родителей уже просят подумать, а стоит ли детей брать с собой на выставку. Однако представить без «оттенков серого» этих художников невозможно. Но видеть в этом только секс и порнографию – ошибка темных. Это свойственно лишь неподготовленному и невежественному зрителю. На самом деле за всей этой порочной красотой – душевная драма.

Кстати, графику Климта и Шиле уже в Пушкинский привозили в 73-м. Но даже тогда в СССР все, похоже, прошло спокойнее. Даже в 70-ых публика не была так нравственна и так возбуждена.

Но если с темой нравственности вопрос решен, осталось выбрать, какой художник вам ближе. Это вечная оппозиция. Ученик и учитель — так далеко и так близко друг к другу. Климт — такой декоративный, гармоничный и спокойный. А Шиле — такой перверсивный и противоречивый. Скажи мне, кого любишь ты, и я скажу, кто ты.  

Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Также по теме
    Другие выпуски