Полиция пришла к сотрудникам Дождя, «Эха», КП, RTVI и «Медузы». Как это было и почему это незаконно

27/04/2021 - 21:05 (по МСК) Алексей Коростелев

27 апреля утром полиция пришла домой к журналисту Дождя Алексею Коростелеву. Его забрали его в отдел полиции «Левобережный». Там сотрудники заявили, что он участвовал в акции в поддержку Алексея Навального 21 апреля, и показали ему видеозаписи с протестов. На одном из них был неизвестный молодой человек, на втором — сам Коростелев в зеленом жилете с надписью «Пресса» и с микрофоном Дождя. На акции 21 апреля Коростелев работал как журналист с аккредитацией и редакционным заданием. Позже его отпустили из полиции без протокола после того, как ему привезли редакционное задание, подтверждающее, что он работал на акции протеста 21 апреля. Ему пришлось написать две объяснительные и подписать обязательство о явке 30 апреля в то же отделение полиции. Позднее полиция пришла еще к другим журналистам российских изданий, радиостанций телеканалов, работавшим на митинге 21 апреля, — «Медузы»*,«Эха Москвы», «Комсомольской правды» и RTVI. 

Главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов считает, что вопросы должны быть к нему, а не к журналисту.

«История малопонятная, лично для меня, потому что если есть вопрос в редакционном задании, то вопрос должен быть ко мне адресован, как главному редактору. Я его подписывал, это задание, для Олега Овчаренко на 21 апреля. И если коллеги из МВД решили узнать, не поддельное ли оно, то спрашивать надо не того, кто с ним ходит, а того, кто его подписывал. Очевидно, что оно (задержание) носит политический характер, потому что у всех журналистов всех изданий одинаковые редакционные направления и я не вижу среди допрошенных журналистов других изданий», — сказал Венедиктов. 

Свое недоумение в дневном эфире высказал и глава союза журналистов Москвы, главный редактор МК Павел Гусев.

«Для меня это абсолютно непонятные и недопустимые вещи. Если честно, я в растерянности и в шоке от того, что происходит, потому что у нас были нормальные договоренности с разными силовыми структурами. Мы проводили встречи, буклеты были обговорены и все атрибуты: жилетка, удостоверение, бейдж, а самое главное, что журналист не должен принимать участие в этих акциях», — рассказал Гусев.

Солидарен с ними и зампредседателя союза журналистов России Алексей Вишневецкий. Опрос — это нормально, но вопросов к журналистам быть не должно.

«С одной стороны, это нормальное процессуальное мероприятие, когда сотрудники правоохранительных органов опрашивают установленных участников митинга или людей, которые присутствовали во время несанкционированного митинга, поскольку это является административным правонарушением. Как они их устанавливают, при помощи фото- или видеофиксации, это их дело, а в последствии они их опрашивают. Если человек является журналистом, и находился на митинге в качестве профессионального журналиста, и работал на нем, то вопросов к нему быть не должно», — высказал мнение Вишневецкий. 

По словам юриста и адвоката Александра Передрука доставлять журналистов в отдел для опроса незаконно.

«Если полицейские обладали всей необходимой информацией о том, что вы являлись журналистом и наверняка этому есть большое количество доказательств, в том числе и видеозаписи или эфиры, которые сохранились в интернете. При наличии доказательств того, что журналист участвовал в публичном мероприятии именно как журналист и соблюдал все требования, которое предписывает действующее законодательство, в таком случае действия полицейских, связанные с доставлением в отдел полиции, попыткой составить протокол об административном правонарушении, все это не является законным на мой взгляд», — сказал он. 

Обсудили эти задержания с корреспонденткой издания «Медуза» Кристиной Сафоновой, к которой пришла полиция 27 апреля. 

«Я не очень понимаю, зачем это нужно все, с учетом того, что нас в последнее время и так обязали носить эти ужасные жилеты и обвешиваться всеми возможными знаками. Единственное, что меня попросили, это прислать фотографию моего редакционного задания, и документов, которые бы подтверждали, что я журналист», — сказала она.

*По решению Минюста России «Медуза» включена в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента

Также по теме
    Другие выпуски