История полицейского протеста

От майора Дымовского до красных шпилек

В четверг, 23 июня, одна из сотрудниц столичной полиции опубликовала в сети видео, где призывает сотрудников полиции протестовать против «палочной» системы и вступать в профсоюз. Для привлечения внимания она также исполнила почти эротический танец.

 

«По факту размещения видео с участием сотрудницы полиции назначена служебная проверка. По ее результатам будет принято решение об определении меры ответственности самой сотрудницы, а также ее непосредственных руководителей», — говорится в сообщении столичной полиции. Там уже проводят проверку.

Лиля Яппарова рассказала о том, как еще полицейские выражали протест.

 

Инспектор 2-го отдела полиции на метрополитене Кристина Негодина резким движением ногтя поправляет челку, вскидывает подбородок, легко и уверенно здоровается: «Привет, коллеги!»

Кристина Негодина: Привет коллеги, хочу сказать «нет» палочной системе, решила создать профсоюз. Я за правду.

«Палочная система», которую упоминает Кристина — это когда полиция гонится за отчетностью, которую надо постоянно повышать, пусть даже и искусственно, например, сажая невиновных. Сказав свое «нет» палочной системе, Негодина хмурится, пожимает плечами, как будто все самое главное уже сказано и переходит к необязательной части — начинает вот так танцевать под Меладзе. В последние секунды видео Кристина возвращается к экрану мобильника, чтобы послать нежный воздушный поцелуй — всем, видимо, кто последует за ней в профсоюз. Журналистам Кристина уже объяснила, что служит в органах больше восьми лет, и никогда еще увлечение стрип-пластикой не мешало ее служебным успехам. Танцевала она, цитата, «в шуточной форме», но коллега скопировал запись из частной переписки и залил на youtube с целью провокации. Действительно, инспектор МВД танцует в рваных леггинсах и красных шпильках. Хуже было бы, только если бы она танцевала в погонах.

Руководство главного управления МВД по Москве все сказало о своем танцующем сотруднике у себя на сайте — там сказано, что служебную проверку уже начали. Сестра Кристины, которая сейчас еще учится, но тоже собирается служить в полиции, уверена, что в видео нет ничего такого.

Алина Негодина: Я сама собираюсь работать в полиции. Мало того, я считаю, что там вообще ничего такого нет. Просто дома она записала это видео. Танцевала, веселилась. Почему столько критики она в свою сторону получила, я не понимаю. Она не написала ведь себе на лбу «полиция», или не при форме она была. Просто как-то проводила свободное время.

Родные сестры Алина и Кристина Негодины из Тамбова. Старшая сестра закончила университет и школу полиции, очень рано уехала жить и работать в Москву, всего добилась сама. У видео селф мейд сотрудника МВД могут быть бесконечные трактовки: что значит тяжелый золотой крест на груди у Кристины? Обидится ли РПЦ? Назначат ли проверку? Что заставило Кристину поддержать профсоюз именно так, в девичьей спальне? На странице инспектора ВКонтакте декорации меняются от столичной сауны до служебной столовой, но золотой крест остается неизменным.

При желании в видео можно не разглядеть или никакого протеста вообще, или разглядеть протест совсем серьезный: вот, например, Кристина на отдыхе. Стоило выехать за рубеж – и сразу облачается в звездно-полосатый купальник под американский флаг. Но даже если предположить, что видео действительно шуточное, получается, что у сотрудников МВД есть такая внутрикорпоративная ходовая шутка про «палочную систему» и борьбу за правду. И молодой сотрудник Кристина Негодина всего за несколько лет службы в Москве успела усвоить, что так модно шутить.

Вспомним майора Дымовского. В ноябре 2009 он снимает два видео, где просто жалуется президенту на ненормированную работу, из-за которой от него ушли две жены. Меньше чем через год Дымовский начинает ездить по стране на митинги, найдутся для этого меценаты. А на интернет-высказывание майора отреагируют Госдума и Общественная палата. Дымовскому назначат психиатрическую экспертизу, арестуют. У Кристины Негодиной, на которую точно так же тоже обратили внимание журналисты, только за первые сутки такого внимания уже и служебная проверка, и глава московского профсоюза полицейских просит, чтобы Негодину проверили у психолога.

Дымовский на своем видео говорит, конечно, не танцуя, а сидя, и гораздо дольше Негодиной, но примерно о том же. На четвертой минуте, например, – о той же «палочной системе». И совсем как Кристина, легко и уверенно, обращается именно к коллегам, к офицерам.

Дымовский: Здравия желаю, товарищи офицеры. Обращаюсь именно к тем офицерам, для которых такие слова, как «честь офицера» и «достоинство», не являются пустым звуком или написанием на бумаге, к тем офицерам, для которых эти слова огненными буквами вонзились в мозг.

В сети такие ролики, где сотрудники органов жалуются на несправедливости внутри системы, появляются регулярно. И почти всегда полицейские обращаются к своим, к корпорации. Вот прапорщик Дмитрий Галушкин из Ростова-на-Дону, который просит справедливого разбирательства по делу о вымогательстве, которое якобы сфабриковано против него коллегами.

Галушкин: Одним из должностных лиц мне было сказано, что легче посадить одного прапорщика, чем нескольких офицеров. А также мне было сказано, что если бы я меньше жаловался, то дело уже давно бы прекратили.

А вот Григорий Харичев, отставной майор из Волгограда, который собрал доказательства длительной преступной деятельности начальства.

Харичев: Мое первое видео-обращение под названием «Беспредел органов государственной власти в Волгограде» не дошло ни до президента России, ни до председателя правительства, ни до генерального прокурора.

Вот Геннадий Воробьев из Ставрополя, лето 2015, объявляет о начале бессрочной голодовки, потому что его пенсии не хватает на съемное жилье.

Воробьев: За весь период службы я ни разу не был обеспечен ни служебным жильем, никаким, ни землей, ни временным, ни общежитием, ничего. Все эти годы снимал жилье сам, для своей семьи.

Но больше всего похожей на историю Кристины мне показалась история сержанта полиции из Ленобласти Дениса Стацкого. В мае 2015 он рассказал, что в патрульно-постовой службе Всеволожска числятся так называемые «мертвые души» – несуществующие сотрудники, на содержание которых тратятся настоящие деньги. На видео верующий сержант просит президента не допустить его увольнения из органов.

Стацкий: Я умоляю вас, я встаю по форме на колени, просто встаю и умоляю, перед своим государством, и перед президентом Российской Федерации, поскольку я просто в безвыходной ситуации, я хотел помочь гражданам и помочь этой системе, но меня просто загнали ниже плинтуса.

За спиной сержанта Стацкого, если вы обратили внимание, красный угол с иконами. Сержант Стацкий тоже, как и Кристина Негодина своим большим золотым крестом, как будто апеллирует к большим единым ценностям. И оба в финале видео встают на колени. В конце концов, какая разница, как протестовать – в танце или в поклоне. 

Фото: РИА Новости /  Николай Нижняк

 

Другие выпуски