«Поклонникам Сталина стоит перечитать „Архипелаг ГУЛАГ“»: писатель Евгений Водолазкин получил премию Солженицына

18/04/2019 - 22:59 (по МСК)

18 апреля вручали премию Солженицына. Премии уже 21 год, ее вручают писателям, живущим в России и пишущим на русском языке. В этом году лауреатом стал петербургский писатель Евгений Водолазкин. Официальная формулировка звучит так: «За органичное соединение глубинных традиций русской духовной и психологической прозы с высокой филологической культурой; за вдохновенный стиль художественного письма». Евгений Водолазкин знаком читателям по таким книгам, как «Лавр», «Авиатор» и «Брисбен». Соня Гройсман встретилась с писателем сразу после почетной церемонии.

У меня сразу серьезный вопрос. Насколько нынешняя Россия похожа или не похожа на ту, которую бы хотел видеть Солженицын?

Знаете, страны, любые страны, в том числе Россия, на мой взгляд, существуют в русле каких-то своих закономерностей. Часто это описывается движением маятника, можно это обозначать как спираль. По-настоящему глубокие вещи, такие как были у Солженицына, в общем, не то чтобы полностью повторяются, но в каких-то значительных своих элементах. И поэтому Солженицын актуален не только для нашей страны, потому что человеки-то устроены в целом одинаково. Те, кому дано вот эти закономерности видеть, живут очень долго в человеческой памяти и человеческой истории.

Я имею в виду какие-то такие вещи, просто если смотреть на какую-то сводку новостей, да, очередные рекорды по рейтингу Сталина, еще какие-то такие вещи.

Меня это очень огорчает, но если исходить из того, что все уже было в той или иной степени и все это повторится так или иначе, не так, не дословно, не до запятой, то, может быть, как раз поэтому и полезно читать Солженицына. Может быть, тем, кто является большими поклонниками Сталина, стоит перечитать «Один день Ивана Денисовича». Может быть, им стоит перечитать «Архипелаг ГУЛАГ», чтобы не так легко было произносить «Вот если бы Сталин! По-сталински давайте!». Это, в общем, очень плохие слова.

Для того чтобы понять современность, нужен довольно большой разбег, нужно посмотреть, что было до этого, потому что, собственно, если ты не знаешь о прошлом ничего, то что ты можешь понять в настоящем? Что касается моих исторических романов, таких как «Лавр», допустим, то это то зеркало, в которое смотримся мы, современные люди. Ведь можно современность описывать как то, что в ней есть, но в равной степени и то, чего в ней нет. В ней нет внимания к душе человеческой, к по-настоящему добрым, если хотите, вечным отношениям.

Также по теме
    Другие выпуски