Массовые захоронения, цинковые гробы и тела в пластиковых пакетах. Как коронавирус поменял ритуальный рынок

16/04/2020 - 22:03 (по МСК) Марфа Смирнова

ГБУ «Ритуал» сообщило о проведении онлайн-похорон. С апреля все московские кладбища закрыты для посещения, — по словам директора предприятия Артема Екимова, в среднем количество участников похоронных процессий сократилось до 7-8 человек. Теперь всем, кто не сможет попасть на прощальный ритуал, предоставляется ссылка на онлайн-трансляцию с участием самых близких. Есть и платные услуги — уборка на участке, возложение цветов с фотоотчетом. О том, как хоронят умерших от короновируса и как изменилась самая печальная часть жизни, — Марфа Смирнова. 

Тема щепетильная, для кого-то тема-табу, а для кого-то слишком болезненная — тема похорон в коронавирусную эпоху. Неоспоримый факт — смертность от вируса COVID-19 растет. За сто лет со времен испанки поменялись и ритуал, и отношение к похоронам. Тогда массовое захоронение было нормой. В 2020-ом году это вызывают ужас.

В Нью-Йорке массово хоронят тех, чьи тела не забрали родственники. Тоже в Америке, только в южной, — в Эквадоре коронавирус унес сотни жизней. В довольно бедной латиноамериканской стране закончились не только деньги, но и физически сами гробы. Эквадорские улицы — это сейчас сплошная похоронная процессия с картонными коробками. Эмоций много, но, главное, — бумажный саркофаг это небезопасно.

Стас Барецкий, создатель «Союза профессиональных ритуальных агентов»: Несколько похорон у меня было в цинковых гробах. Именно конкретно, я думаю, от коронавируса. Потому что в принципе в моргах, откуда мы тела забираем, нам там особо не рассказывают, а мы и не интересуемся. Просто были в цинковых гробах, поэтому я думаю, что так как цинковые гробы не пользуются у нас особой популярностью в мирные времена — эти гробы вообще появились в Афганистане, чтобы солдатов вывозить. Чтобы они в вагонах не разлагались. 

В прошлой жизни певец и шоумен, а ныне крупный «похоронный» бизнесмен Стас Барецкий понимает, что похоронная реальность в связи с коронавирусом изменилась. Сейчас ритуал прежде всего должен быть безопасным.

Стас Барецкий, создатель «Союза профессиональных ритуальных агентов»: И мы сейчас будем хоронить их в полиэтиленовых пакетах, то есть, мы с родственниками и с моргом все согласовали. То есть, они будут обернуты и будут лежать в гробу в полиэтиленовых пакетах. Это такой уход, что... Там многие конкретно умерли от коронавируса, поэтому мы решили так сделать. То есть, не в цинковом гробу, а в полиэтиленовом пакете. Я считаю, что самый лучший выход во всей этой истории — это полиэтиленовые пакеты, но не полиэтиленовые в прямом смысле, как все думают, из магазина «Пятерочка» — а пластиковые пакеты, можно их так назвать, более прочные.

Безопасность — это не только специальный гроб. Как и в повседневной жизни, здесь действуют законы самоизоляции. На похоронах только самые близкие, в масках, перчатках и никакого физического контакта. Правда, правила эти в силу сложности момента не всегда так просто соблюдать.

Илья Болтунов,  директор группы компаний «Ритуал-Сервис»: Проходят совершенно разные церемонии. Есть и те, где максимально ответственные люди. То есть, отказываются и от отпевания, и от поминальных, понятное дело, сейчас им и так пришлось бы отказаться. И в принципе саму церемонию — то есть, два-три, максимум пять человек. А есть ситуации, когда наоборот. Наоборот — это как раньше. Десять-двадцать, тридцать человек. Пообнимались, поцеловались, поцеловали умершего в лоб. 

Стас Барецкий, создатель «Союза профессиональных ритуальных агентов»: Ничего не меняется. Понимаете, кладбище — это такая структура, которую сложно регулировать, потому что, знаете, никто не захочет заниматься этой грязью из чиновников. Они не будут приезжать в своих красивых костюмах и смотреть, следить за похоронами. Они красной ленточной что-то там перегородили — и это называется «закрытие кладбища». 

В Армении на днях закрыли целое село. Зараженный коронавирусом мужчина был на похоронах у близкого родственника, не смог сдержать эмоций и обнял всех присутствующих на церемонии (а их, видимо, было немало). И теперь в горах Арарат свой Ухань.

Это уже не село, а одно из главных кладбищ России — Троекуровское в Москве. С почестями хоронят Юрия Бондарева, советского и российского писателя. Режим самоизоляции уже введен. А тут и оркестр, и поклонники творчества литератора, и съемочные группы — есть те, кому тяжело не проститься, и когда это касается человека, известного всей России, и когда это твой родственник.

Анжелика, вернувшаяся с похорон, рассказала, как коронавирус скорректировал эмоционально тяжелую церемонию в ее семье.

Анжелика Корсагия: Нас было пять человек, нас впустили, разрешили попрощаться спокойно. Но у нас погиб он не от вируса, поэтому можно было прикасаться, но сказали все равно не трогать лицо, руки — те участки тела, которые оставались не в одежде. Грузинская традиция, есть традиция, когда что-то происходит, это, конечно же, большие поминки в ресторане. Но сейчас, конечно же, такого не сделаешь. И дома такого никто не сделает. 

В Москве, где онлайн еще в докоронавирусную эпоху во многом заменил оффлайн, теперь можно хоронить виртуально. Фактически монополист на рынке ритуальных услуг — ГБУ «Ритуал» — предлагает бесплатно услугу «Прощание онлайн».

Во время пандемии такие «онлайн-похороны» — суровая необходимость, которая поможет не подвергать опасности себя и близких. Конечно же, сетевая трансляция не сможет заменить возможности лично присутствовать на церемонии, но возможность посмотреть всю церемонию прощания, убережет от риска возможного заражения.

Если говорить о финансовой составляющей, то вот в бизнесе ритуальных услуг в столь непростые для вообще бизнеса времена ничего не умирает. Жесткая конкуренция, и зачастую — отличная прибыль. 

Стас Барецкий, создатель «Союза профессиональных ритуальных агентов»: В финансовом смысле стало немного лучше — по крайней мере, нам. У нас в день двое похорон, всяко случается. Раньше было двое похорон в неделю, сейчас — в день. То есть, у нас в каком-то смысле немного улучшилось, но так, чтобы это приобрело масштаб, чтобы прямо очередь ехала из катафалков, я не скажу. В принципе, особо перемен я никаких не увидел. 

Илья Болтунов,  директор группы компаний «Ритуал-Сервис»: Есть те, кто воспользовались ситуацией и под соусом того, что происходит перетягивают просто одеяло на себя. Как это проявляется? Допустим, по Москве обращаются родственники к нам, но затем заказы срываются. Пытаемся выяснить причину — говорят, мы общались с моргом, а морг сказал, что во время эпидемии только ГБУ «Ритуал» может производить захоронения. 

На сегодняшний день скончались 137 тысяч человек — соответственно, пройдет 137 тысяч похорон. 

Фото: Агентство «Москва»

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски