«Подобные сборища ни на что не влияют»: BadComedian спорит с депутатом Власовым и автоблогером о смысле совета в Госдуме

20/06/2017 - 00:27 (по МСК) Максим Товкайло

По инициативе самого молодого депутата Госдумы Василия Власова из ЛДПР было проведено первое заседание Думского совета блогеров. 

Сам Василий Власов пришел в студию Дождя, чтобы обсудить эту идею вместе с блогерами Еленой Лисовской, которая тоже побывала на совещании, и Евгением Баженовым, более известным как BadComedian.

Как пояснил автор инициативы Василий Власов, сама по себе идея создания совета пришла после парламентских слушаний по молодежной политике. Совет блогеров он назвал самой свободной площадкой для дискуссий без регламентов, начальников и подчиненных.

Елена Лисовская считает, что «некоторые вещи без власть предержащих господ не решить», а свое появление на совете она мотивировала тем, что хочет решать проблемы автолюбителей. 

Между тем, Баженов подчеркнул, что, по его мнению, подобные сборища ни на что не влияют. То, что он не пришел в Госдуму, хоть и был приглашен, он объяснил тем, что как только его мнение затронет чьи-то интересы, оно перестанет что-то значить. Он также вспомнил, что на рубеже 2010-ых уже предпринималась попытка сближения блогерской среды с властью — была создана платформа «"Спасибо", Ева!». По его мнению, этот проект был удачней, чем совет блогеров при Госдуме.

Полная расшифровка:

Василий, связана ли ваша инициатива по созданию такого совещательного органа с теми событиями, которые происходили в Москве и во многих других российских городах в марте и даже в начале лета, в июне, с тем, что в этих акциях протеста участвовали школьники и студенты первых курсов?

Власов: Ни в коем случае. Почему? Потому что сама по себе идея создания совета видеоблогеров пришла ко мне после проведения в Государственной думе парламентских слушаний по молодежной политике. Вообще в принципе, когда шел на выборы, я позиционировал себя как молодой депутат, который в принципе более-менее понимает, чем сегодня живет молодежь, что молодежь интересует. И вообще в принципе идея привлекать видеоблогеров для обсуждения тех или иных инициатив, она пришла достаточно давно, то есть мы ее только доработали, и сегодня провели такое первое крупное заседание, пригласили совершенно разных видеоблогеров.

Я сразу прекрасно понял, что, так или иначе, как только мы начнем такую работу с блогерами, сразу полетят шишки сверху, будут говорить о том, что вы посмотрите, власть пытается как-то гайки закрутить, взять кого-то под контроль — это, безусловно, не так. Я сразу, как только заявил о том, что мы планируем создать такой совет видеоблогеров, сказал о том, что это должно стать самой свободной площадкой для обсуждения тех или иных вопросов, без регламентов, без начальников и подчиненных, все должны быть на одном уровне — и первый зампредседателя Государственной думы, и обычный видеоблогер.

Елена, вы сегодня принимали участие в этом заседании. Зачем вы пошли на него? Вы хотите участвовать в политической жизни страны? Потому что, так или иначе, то обсуждение, которое сегодня было, даже Владимир Вольфович много поднимал политических вопросов. Вам интересна эта тематика?

Лисовская: Вы знаете, скорее, нет, чем да. Я блогер, который занимается исключительно тематикой автомобильной, причем я, в том числе, и практик, я работаю на этом рынке как активный участник рынка и, собственно, об этом я и веду видеоблог — о машинах, о том, что происходит на рынке и так далее. И я понимаю, что я могу привнести в этот рынок, что я могу дать обычным автолюбителям. Собственно, для этого я и пошла. Некоторые вещи я могу дать посредством масс-медиа, то есть посредством своего блога, посредством своей работы на телевидении и радио, а некоторые вещи без помощи власть предержащих господ мне не решить. Собственно, ради этого я и пришла.

Можете пример привести? Какие вещи вам не решить без депутатов Госдумы?

Лисовская: Я была непосредственно первой выступавшей на этом совете и сразу привела пример. Есть целый ряд вещей на автомобильном рынке, которые сейчас, как мне кажется, достаточно просто изменить, но именно на законодательном уровне. Я не буду вдаваться в подробности и рассказывать вам про ПТСы, про залоговые машины и так далее. Просто есть вещи про скрученные пробеги, например, есть те вещи, которые на законодательном уровне можно запретить и можно изменить, и в таком случае нам, обычным автолюбителям, жить будет легче. Но почему-то это не сделано, в том числе, я допускаю и потому, что, будучи членом различных фракций, советов, партий, люди настолько погружаются в эту работу, что они немного отходят от практики. И отчасти, может быть, для этого, а у меня не только практика, у меня постоянно связь с аудиторией, мне люди пишут, сотни тысяч людей пишут, просят, говорят о том, что они бы хотели, в какие ситуации неприятные они попадали. Собственно, все это я могу доносить до власть предержащих. Я очень надеюсь, мне кажется, что подобным образом мы действительно можем что-то менять, по крайней мере, в моем узком разрезе работы с автолюбителями мы можем менять что-то в позитивную сторону.

Елена, спасибо. Ваше мнение понятно. Евгений, к вам вопрос: вас приглашали, насколько я знаю, но вы не пошли. Почему?

Баженов: Да. По моему мнению, сугубо мое мнение, что подобные сборища ни на что не влияет абсолютно, как и когда собираются всякие экономические и так далее форумы, потому что что экономические форумы взять — обсуждаются одни и те же вещи, вроде слезть с нефтяной иглы. Из года в год, из года в год, из года в год, каждый год одно и то же, но при этом ничего не делается. То же самое про интернет. Как только мое мнение как блогера или еще кого-либо затронет чьи-то интересы денежные или еще какие-либо, мое мнение вообще ничего не будет значить. И, собственно, ничье мнение больше не будет представлять никакой ценности для власть держащих людей. Это логично, это бизнес и так далее. Поэтому я не вижу смысла ходить, общаться, грубо говоря, вещи, которые не изменить, на эти темы общаться не вижу смысла, жалко очень потраченного времени. Поэтому я туда не пошел.

Василий, можете как-то ответить Евгению?

Власов: Смотрите, я в принципе приводил пример, что мы направляли приглашения многим видеоблогерам. Здесь как на выборах, допустим, явка на выборах в Москве составила 30%. Что это значит? Что из 100% избирателей на выборы пришло только 30, то есть интересны выборы только 30%. То же самое и здесь. Я прекрасно понимал, что я никого насильно приглашать туда не буду. Я постарался, чтобы на данном совете были представлены видеоблогеры разного формата, разного направления: кто-то про автомобили снимает, кто-то про детей, кто-то про соцсети, кто-то обсуждает пакет Яровой и, тем самым, мы их собираем всех в одном месте. Я прекрасно понимал, что не все придут. По каким-то объективным причинам просто им это неинтересно, с одной стороны, может быть, просто потому, что они не смогли бы...

Все-таки Евгений говорит, что он не видит смысла идти, потому что это просто некий кружок по интересам, разглагольствование, и нет никакого результата. Действительно поговорили — дальше-то что?

Власов: Первый видеоблогер, который выступал, — Елена Лисовская. Мы очень плотно с ней обсудили вопросы, касающиеся взаимодействия Государственной думы и вообще в принципе проблем, которые сегодня существуют в автосалонах, когда обманывают наших граждан. Не только мне, моим коллегам-депутатам, в том числе и Петру Толстому, и Владимиру Жириновскому приходили не раз письма, обращения обманутых граждан, когда они копят деньги, собирают 300 тысяч рублей, чтобы приехать купить замечательную машину, едут в автосалон, из других регионов приезжают, отдают деньги, а им продают корыто с гайками. Проблема? Не решена до сих пор? Не решена. Обман происходит.

Зачем нужно общаться с блогерами?

Власов: Вот именно, у нас есть профессионалы в этом плане, та же самая Елена Лисовская, которая скажет вам: «Здесь обман, здесь договор неправильно составлен, здесь у нас происходит обман, перекрашивают машины, здесь они из Европы идут утопленные». И мы конкретный вопрос начинаем решать — проверять автосалоны, почему обманывают наших граждан, почему завышают цены, почему…

То есть блогеры для вас — это такой дополнительный канал общения с населением?

Власов: Экспертный совет. Маятник, направление...

До этого не хватало, блогеры — это важный пласт.

Власов: Подождите, любой экспертный совет. Смотрите, у нас в Госдуме каждый депутат Госдумы в каком-то комитете состоит. При комитетах есть экспертные советы по тем или иным вопросам. Мы же обсуждаем парламентские слушания по молодежной политике, там же не только одни депутаты были, правильно? Лидеры молодежных организаций, молодежь из разных ВУЗов. То есть это должен быть совет совершенно разной направленности, совершенно из разных компаний.

Елена, вы итогами сегодняшнего заседания довольны? Все-таки ваше выступление было одним из первых, и вы выступили с таким предельно конкретным выступлением — говорили про проблемы автомобилистов. А потом дискуссия стала как-то вилять, стали говорить про политику, про революции. Вы не чувствовали себя там белой вороной: вообще кто все эти люди и почему они говорят о политике, хотя вы пришли с вполне конкретными проблемами?

Лисовская: Нет, конечно, белой вороной я себя не чувствовала. Просто у меня совершенно четкая позиция, я достаточно взрослый человек, который точно знает, что и до кого он хочет донести. Там присутствовало огромное количество представителей СМИ, задача которых, что было реально неприятно, задача которых — столкнуть в интересные темы, которые их СМИ дадут некие очки. Обычно эти темы у нас четко определены, никому неинтересно помогать автолюбителям, к сожалению, никому из присутствующих там корреспондентов, журналистов не было это интересно. Им было интересно поговорить, во-первых, о том, что есть Навальный, есть власть и какие у них взаимоотношения. И вторая история, которая была крайне интересна всем, — это получить от блогеров фидбэк о том, что это очередная дурацкая инициатива, которая никому не нужна и ничем не поможет.

Собственно, об этом у нас модно писать, об этом у нас модно говорить и снимать. А о том, что реально люди каждый день, в том числе сегодня, вчера, и это будет пока, к сожалению, завтра в салонах теряют деньги — это никому неинтересно, на этом ты не заработаешь рейтинга и очков. Вот единственная причина, по которой остался небольшой и неприятный осадок. Но общее ощущение у меня, наоборот, очень позитивное. То есть у меня создалось впечатление, что я вижу конкретных людей перед собой, я вижу Власова, я вижу Жириновского, я вижу Толстого.

То есть вы считаете, что через этих людей вы можете защитить интересы автомобилистов?

Лисовская: Я могу решать какие-то вопросы, я могу что-то делать. Власов лично подошел ко мне, сказал: «Лена, это круто» и несколько предложений сделал, дал свою карточку со своим личным мобильным телефоном и сделал мне несколько предложений относительно моих, у меня есть одно из направлений деятельности — это расследование обманов в автосалонах, относительно этого он сделал несколько совершенно четких и конкретных предложений, не растекаясь по древу. Но когда я выходила в течение нашего совета буквально на минутку подышать, ко мне подошел один из корреспондентов, который там у меня брал интервью, записывал на диктофон, и его очень не устраивали мои ответы, ему очень не нравилось то, что я говорю о том, что...

А корреспондент какого издания, вы запомнили? Вы так вообще довольно негативно относитесь к СМИ, я заметил по вашим ответам.

Лисовская: Вы знаете, дело в том, что я работаю в СМИ, я работаю на федеральном канале и на федеральном радио.

А на каком, если не секрет?

Лисовская: Я штатная ведущая на радио «Маяк» в вечернем эфире и я штатная ведущая программы «Минтранс» на телеканале «РЕН-ТВ», соответственно, относиться плохо к СМИ я не могу, я часть СМИ.

Евгений, сегодня на заседании, если что, Василий меня поправит, Владимир Вольфович задался вопросом: каким образом вы отбираете фильмы для своего блога, те фильмы, о которых вы рассказываете? Ответьте прямо сейчас Владимиру Вольфовичу и всем тем, кто не знает, каким образом вы отбираете эти фильмы. Может быть, вы деньги получаете. Тема денег тоже, кстати, звучала на этом заседании в Госдуме.

Баженов: Только личные предпочтения. То есть у меня есть и российское кино, которое спонсируется Фондом кино, Министерством культуры, российское кино, которое никем не спонсируется, просто откуда-то деньги находятся. Какое-нибудь индийское кино, голливудское. Сейчас я хочу сделать ролик по «Чужому завету» — абсолютно деградирующее кино. То есть это мое мнение, я выбираю фильмы, только которые я хочу, на что сделать, и ничего больше тут не влияет.

Евгений, по вашему мнению, зачем все-таки потребовался депутатам такой пока что совещательный орган? Петр Толстой говорит, что будет что-то постоянное, будут в рабочие группы приглашать. Зачем власти вообще общаться с блогерами?

Баженов: Я не особо понимаю зачем.

То есть вы не связываете это с последними протестными акциями 26 марта и 12 июня?

Баженов: По моему мнению, если это от этих акций, то есть причина — эти акции, то это весьма глупые поступки, поэтому я не очень связываю акции и совет блогеров. В теории рано или поздно к нему должны были прийти, потому что у нас много актеров в Госдуме сидит, там и боксеры, и еще какие-то популярные личности. В теории блогеры могли появиться, только это вопрос времени был. Вот они и появились. Как я понимаю, здесь личная инициатива и не более.

Не могу не спросить. Все-таки власти, как мы понимаем, как я понимаю, хотят достучаться до молодого поколения через современные формы коммуникации, в том числе блогеров и видеоблогеров. Евгений, как вам кажется, удастся ли это сделать властям или нет, или блогерская среда не станет сближаться с властями?

Баженов: Я не сказал бы, что это какое-то новое желание появилось, потому что в 2012-м или каком году были скандалы на тему блогеров, которые были замешаны, но они не знали как бы, но они были замешаны в агитации, грубо говоря, к политике и так далее. Портал «Спасибо», Ева! в свое время был, там какие-то ролики выкладывались, были проправительственные или просто политической направленности сделаны. И, как мне кажется, в тот раз попытка была куда удачнее, потому что делали и контент, и они втягивали в политическую жизнь людей, но при этом не столь открыто и топорно. Я не думаю, что это какие-то злые придумки правительства: сейчас мы захватим блогосферу через подобные советы. Нет, мне так не кажется.

Просто решили встретиться с блогерами.

Баженов: Желание должно быть. Это понятно, что это одна из частей взаимодействий, надо на все внимание обращать — это понятно все, но оно не так работает.

У меня к вам последний короткий вопрос: вы чувствуете за собой гигантскую аудиторию, что вы формально не средство массовой информации, но за вами стоят огромное количество людей, подписчиков, да, нет? Лен, давайте с вас начнем.

Лисовская: Я чувствую, да, безусловно, эта аудитория есть, и эта аудитория общается, постоянно что-то пишет. В основном, показательны не комментарии, а именно личные сообщения в социальных сетях, я стараюсь их читать.

Евгений, вы что скажете о своей аудитории? Чувствуете свое влияние на нее?

Баженов: Я сейчас буду устраивать второй Stand Up тур, и почти все билеты распроданы. То есть это огромное количество людей, которые не просто в интернете даже смотрят, а приходят на выступления и кроме интернета, то есть это видно. Выходишь на улицу — и тебя замечают, это работает, действительно люди есть. Это не вымышленные люди.

Евгений, Елена, спасибо большое за участие в нашей беседе. Василий, что дальше? Провели первое заседание — теперь что? На уровень президента будете выводить свой орган совещательный?

Власов: Не до конца разобрали еще и первое заседание. Почему? Потому что коллеги говорили о том, что совершенно разные были представители средств массовой информации. Я еще раз повторю, что мы позиционировали все время этот совет блогеров как самую свободную площадку для дискуссий. У нас среди прессы были представители СМИ государственные, был и телеканал Дождь, «Эхо Москвы», «Говорит Москва», причем самое интересное — радио «Аль-Джазира» была, вы представляете? То есть СМИ было представлено полностью, когда говорили о том, что как-то Дождь...

Вы так говорите, как будто «Аль-Джазира», BBC и Дождь — это какие-то прям почти враги народа.

Власов: Да нет, почему? Я просто говорю о том, то, что… как пример вам приведу просто: корреспондент «Радио «Свободы» задал 12 вопросов, а представители государственных СМИ ни одного вопроса не задали. То есть не надо думать о том, когда вы говорите про совет блогеров, что только провластных блогеров приглашают, допустим, Камикадзе не приглашали, как раз Камикадзе приглашали.

Я так не думаю. Я изучил список участников, он вполне справедлив.

Власов: И самое интересное, что проще всего сказать: «Да нет, чего я пойду? Диалога не будет, там ничего интересного не будет». Слушайте, во-первых, я думаю, два часа у вас сильно времени не убудет, правильно? Если вы хотите конкретный вопрос решить и у вас есть что предложить депутатам Госдумы и другим видеоблогерам, обсудить что-то, обговорить — приходите. Проще всего сделать себе какое-то имя на том, что: «А, чего я буду ходить, мне неинтересно ничего». Вы должны понимать, что любой диалог всегда полезен, совершенно любой.

То есть эта площадка для диалога, не для какой-то цензуры, контроля за блогосферой?

Власов: Да нет, конечно. Поэтому мы и приглашали всех. Если бы я пригласил видеоблогеров, и пришли бы там только которые хвалят власть и все остальное, я пригласил, наверное, самых супероппозиционных, в том числе на одном уровне — и Алексея Навального, и Алишера Усманова, и Камикадзе. Слушайте, если Камикадзе, насколько я понял, в другой стране находится, я не могу его за шкирман притащить.

А вы, кстати, с Володиным свою идею обсуждали? Он как к ней отнесся?

Власов: Я не обсуждал с Вячеславом Викторовичем. Он прокомментировал, он сказал, что нужно смотреть. Он, кстати, сказал о том, что многие блогеры, возможно, запросят какие-то финансовые средства за это, и я вам скажу, что у многих видеоблогеров есть целый прайс. Вы можете зайти, на многих сайтах...

Это плохо или хорошо?

Власов: Слушайте, любое СМИ — это деньги, вы должны понимать.

А они не СМИ.

Власов: Не СМИ пока.

Пока. То есть все-таки не исключаете...

Власов: Нет, я не исключаю, но это может быть в будущем, возможно. Я не говорю то, что инициатором будет ЛДПР или я, я говорю то, что это возможно. Вы должны понимать, что любой видеоблогер — это уже отчасти СМИ, потому что вы правильно задали вопрос: чувствуете ли вы за собой огромное количество подписчиков и тех, кто смотрит вас? Конечно, каждый видеоблогер серьезно скажет вам, что да, действительно есть. И в этом плане мы готовы к диалогу, мы приглашаем всех видеоблогеров — правительственных, оппозиционных, про автомобили, про политику, про детей, про образование — приходите к нам на совет.

Василий, спасибо большое.

Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости / BadComedian / Facebook

Также по теме
    Другие выпуски