Почему Улюкаеву нельзя садиться в тюрьму? Четыре новых факта в деле экс-министра

17/08/2017 - 00:05 (по МСК) Ольга Гладышева

На первом заседании в Замоскворецком суде бывший министр Алексей Улюкаев обвинил «коррумпированных» сотрудников спецслужб и главу «Роснефти» Игоря Сечина в сфабрикованном против него деле. Новые подробности самого громкого коррупционного скандала в истории российского правительства и, в частности, любопытные детали совместной поездки Улюкаева и Сечина в Гоа – в сюжете Ольги Гладышевой.
 

Больше полугода под домашним арестом, и бывший министр вместо парадного костюма надевает повседневное полосатое поло. В руках электронная книга, Улюкаев читает Чехова – там тоже много про судебный процесс. 

- После случившегося с президентом разговаривали?
- Нет.
- А пытались?
- Не было такой возможности.

Похудевший на 14 килограммов, на вопросы журналистов Улюкаев отвечает с улыбкой, но после попросит вопросов больше не задавать, чтобы ему не изменили меру пресечения на более жесткую. Бывшего чиновника обвиняют в получении взятки в размере 2-х млн долларов за одобрение сделки по приватизации «Башнефти» «Роснефтью».

«Виновным себя не признаю полностью. В отношении меня Федеральной службой безопасности совершена провокация взятки, организованная на основе заведомо ложного доноса главы "Роснефти" [Игоря] Сечина и начальника службы безопасности "Роснефти" [Олега] Феоктистова. В отношении меня в отсутствие каких-либо объективных доказательств было сфабриковано обвинение, которое основывается исключительно на показаниях Сечина о том, что я якобы вымогал у него взятку за положительное заключение за возможность участия компании "Роснефть" по ликвидации "Башнефти"», — говорит экс-министр.

То, что Улюкаев называет выдуманными показаниями Сечина, по версии следствия произошло на саммите стран БРИКС на Гоа в Индии. В обвинительном заключении указывается, что именно там Улюкаев вымогал взятку у Игоря Сечина. Сделка по продаже «Башнефти» к тому времени уже была четыре дня как закрыта, но министр якобы угрожал Сечину тем, что будет препятствовать сделкам «Роснефти» в будущем. И Сечин, говорится в обвинительном заключении, реально воспринимая угрозу Улюкаева, согласился на его требования. 28 октября вернулся в Москву и сразу понес заявление в ФСБ.
 
«Простого здравомыслия было бы более чем достаточно для понимания ложности и абсурдности данных заявлений не только ввиду моей служебной компетенции, которая не позволяет влиять на коммерческие структуры вообще, а компанию "Роснефть", которая не подведомственна Росимуществу и Министерству экономического развития — в особенности, но и ввиду очевидной неэквивалентности моего политического веса и веса господина Сечина в российском политическом истеблишменте», — подчеркивает Улюкаев.

Политический вес Сечина действительно велик, считают в проекте «Гулагу.нет». Его создатель Владимир Осечкин не сомневается в обвинительном приговоре, а сегодняшние громкие заявления Улюкаева связывает с тем, что люди Сечина есть во всех силовых структурах, и если бывший министр окажется в тюрьме, то там его могут ждать неприятности.

«Я думаю, что, в первую очередь, Улюкаев сделал такое громкое заявление, прекрасно понимая риски для себя и последующую судьбу. И он как никто другой понимает, что, может быть, через месяц, через два, может через полгода, его жизнь и здоровье окажется фактически не в руках конкретного судьи, а в руках тюремной системы, которую по-прежнему продолжает контролировать Юрий Калинин», — рассказывает Владимир Осечкин, руководитель «Гулагу.нет».

Юрий Калинин – это бывший глава ФСИН, сейчас он занимает должность вице-президента «Роснефти» и занимается кадрами в госкомпании. Именно он выстраивал всю тюремную систему в России.
 
«Он обладает огромным багажом компромата на руководящих сотрудников российских спецслужб. И он, как никто другой, очень серьезным образом контролирует деятельность российских спецслужб. По его просьбам и по его негласным указаниям огромное количество людей в застенках подвергалось давлению, из них выбивались признательные показания», — добавил Осечкин.
 
16 августа наконец стало известно что происходило в ночь, ставшей роковой для экс-министра. Вопреки данным СМИ, где говорилось, что чемодан ему передал сотрудник «Роснефти», по версии обвинения, сумку с деньгами Улюкаев получил лично от Сечина, после чего положил ее в багажник. Причем это произошло в период между пятью и половиной шестого вечера в офисе «Роснефти» — то есть почти сразу после того как министр приехал в офис госкомпании. Что происходило дальше точно неизвестно: Следственный комитет о его задержании объявил только в 2:30 ночи. Самому Сечину за взятку ничего не угрожает — об этом и раньше говорили в СК.
 
«Улюкаев сам лично обратился с требованием незаконного вознаграждения за по сути исполнение своих служебных обязанностей.  Улюкаев сам приехал за этим вознаграждением и Улюкаев сам покинул место встречи с деньгами. А каким образом защита Улюкаева пытается снизить степень ответственности его – это право каждого на защиту в состязательном процессе», — заявил пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев.

На вопрос, действительно ли Улюкаев требовал 2 млн долларов от Сечина именно в Гоа, Леонтьев ответить не смог. Согласно официальной повестке, совместных мероприятий у них не было — по крайней мере, вместе в объективы камер они ни разу не попали. Возможно, Сечин и Улюкаев все же скоро попадут вместе в кадр, и это случится уже в суде, где глава «Роснефти» заявлен как свидетель обвинения. Но пока что повестки в суд Сечин не получал.

Фото: Агентство Москва

Другие выпуски