10 лет в тюрьме или новый срок в Елисейском? За что судят Саркози, и почему он вряд ли окажется за решеткой

23 ноября начался исторический судебный процесс во Франции. Впервые в стране перед судом предстал бывший президент страны Николя Саркози. Он лично явился в парижский Дворец правосудия, чтобы ответить на обвинения в коррупции и злоупотреблении своим влиянием. Это не единственное дело против Саркози и его соратников за те последние восемь лет, как он перестал быть президентом. Но прецедент в том, что оно первое дошло до суда. В данном случае экс-главу республики обвиняют в том, что он пытался незаконным путем добыть информацию как раз о ходе расследования другого своего дела. Если обвинения будут доказаны, то Саркози грозит до десяти лет тюрьмы и крупный денежный штраф. Правда, многие во Франции в таком развитии событий сомневаются. О том, в чем провинился Николя Саркози и при чем здесь президентские выборы 2022 года — рассказал Денис Катаев.

Это и правда беспрецедентное событие для Франции. Сарко, как его называют в стране, на передовицах всех главных газет. Правая пресса, как Figaro, уверена в его невиновности. левая, как Liberation, — напротив. Сам суд транслировали в прямом эфире новостные телеканалы. Это главная тема недели. И, действительно, есть, что обсудить.

Главное — это сам факт, что бывший глава республики лично появился в здании суда. И это, вы не поверите, даже в демократической Франции случается впервые. То есть был процесс над его предшественником — Жаком Шираком. Того тоже обвиняли в злоупотреблении властью. Но тот был избавлен от заседаний по состоянию здоровья и получил наказание условно. У Сарко же в копилке много дел, только по одному эпизоду — четыре обвинения. Но тут-то сенсации и заканчиваются. Старт суда отложили на четверг из-за неявки еще одного обвиняемого по этому делу — бывшего высокопоставленного сотрудника Кассационного суда Жильбера Азибера, который заразился короной. От него через своего друга адвоката Тьерри Эрзога, который тоже на скамье подсудимых, Сарко якобы и пытался получить ту самую секретную информацию о другом скандальном деле, которое касалось незаконного финансирования президентской кампании 2007 года со стороны дочери основатели L'Oreal Лилиан Беттанкур. Мол, в обмен на полезную информацию Саркози обещал Азиберу высокопоставленную должность в судебной системе Монако. Об этом свидетельствуют перехваченные телефонные разговоры между бывшим президентом и адвокатом в 2014 году. Но то что это дело дошло до суда — все-таки уже событие. У Сарко — слишком хорошие адвокаты. которые позволяют обычно избежать подобного развития событий. Бюрократический судебный механизм во Франции позволяет этого добиться. Да и он сам хорошо научился выходить сухим из воды за годы нападок. 

Николя Саркози, бывший президент Франции: Они слушали наши разговоры в течение восьми месяцев — разговоры между адвокатом и его клиентом Это же вопиющий факт! Это входит в тотальное противоречие с постулатами Европейского суда по правам человека. Если это принято в мире господина Путина, то мы не в праве так себя вести! Мы же страна, которая уважает права человека. Я поеду в суд, потому что я уважаю правосудие. Это не борьба между мной и правосудием, между правыми и левыми, между оппозицией и большинством. И смотрите, господин Азибер так и не получил никакой должности в Монако. Даже суд в Монако сделал четкое заявление, что Николя Саркози никогда не вмешивался в их дела. 

Сегодняшний суд — не самая громкая история, связанная с Саркози. Уже в марте следующего года возобновится процесс по обвинению в незаконном финансировании его президентской кампании из Ливии. Мол, за определенные контракты и интересы, лично Каддафи передал десятки миллионы евро в Елисейский дворец. Дело завели в 2013 году, по сути лишь на основе показаний французского бизнесмена ливанского происхождения Зияда Такедина, который утверждал, что привозил несколько чемоданов наличных и передавал их лично Саркози и его помощнику Клоду Геану. Правда, совсем недавно Такедин уже забрал свои слова обратно и обвинения соответственно. 

Зияд Такедин, бизнесмен: (Деньги были переданы) ливийскими властями, а именно лично Муаммаром Каддафи Николя Саркози и Клоду Геану​​​​​​​ напрямую, путем банковских переводов и часть наличностью. 

Николя Саркози, бывший президент Франции: Я хочу вас заверить, что моя кампания была так прозрачна, как никакая другая а время существования Пятой республики. Никаких серых схем! Они смогли найти лишь 32 тысячи евро наличностью, которые были выделены в самом конце предвыборного цикла, а это всего 1% от нашей суммы. И в итоге вы нашли только 32 тысячи евро? Это и есть мое ливийское финансирование? Мне просто стыдно! А потом, вы что правда думаете, что у меня был какой-то тайник с миллионами евро, и я пошел с этой сумкой в банк в самом центре Парижа, чтобы положить эти деньги на свой счет? Это звучит правдоподобно? Но это же смешно! 

В общем, говорить о десяти годах для Саркози по крайней мере в контексте нынешнего суда пока слишком рано. Да и существенных доказательств нет, кроме перехваченных телефонных переговоров. Поэтому многие во Франции сомневаются, что когда либо увидят Сарко за решеткой. 

Ну вот давайте вспомним совсем недавнее дело Франсуа Фийона. Несколько месяцев назад бывшего премьер-министра страны и кандидата в президенты республики приговорили к пяти годам тюрьмы, три из них — условно. Тоже за превышение полномочий и незаконное расходование государственных средств. Но Фийон в процессе обжалования этого приговора, а значит обвинение пока приостановлено. И он до сих пор не в тюрьме.  

Денис Стрелков, журналист RFI: Мало вероятно, что Саркози, при любом исходе этого дела, может попасть за решетку. Есть очень много, даже при обвинительных приговорах, вариантов, как он может это наказание отбывать. Мы это, кстати, видели по последнему делу близкого друга Саркози — Патрика Балкани, считается, что он один из близких приятелей Николя Саркози, это мэр парижского пригорода. Там было тоже много разных обвинений и в итоге его признали виновным в коррупции, отмывании денег, но за решетку он так и не попал. Да, он побыл в тюрьме, то есть в подобии французского СИЗО, когда рассматривали еще дело, но так он сейчас находится на свободе по состоянию здоровья. Представить себе, что политик большого крупного плана во Франции сейчас попадет за решетку тоже нельзя, каким бы ни был исход суда. 

Этим летом Саркози успел выпустить мемуары под говорящим названием «Время бурь». где подробно рассказал свою версию событий о двух первых годах пребывания на посту президента. Там он признался, что не скучает по президентскому посту. Но никто ему не верит. Поговаривают, что Сарко пойдет на выборы в 2022 году от правой Республиканской партии. И у него правда есть шансы уверенно выступить против Макрона и Ле Пен. Поэтому главное — тянуть все свои процессы как можно дольше. И это в его силах. Ведь Саркози — политик харизматичный и красноречивый, который знает как действовать. А свою борьбу он уже называет фактически битвой за демократию.

Николя Саркози, бывший президент Франции: Разве это нормально, что бывшего президента страны втаптывают в грязь на протяжении восьми лет только лишь на основе показаний одного человека, который к тому же оказался лжецом. Я просто поражен! Франция — это все таки правовая страна! Это разве не демократическая страна? Как только меня обвинил господин Такедин​​​​​​​, сразу же было начато следствие. Десятки полицейских, миллионы евро и множество судей были пущены на это дело. Они копали днями и ночами в течение восьми лет и все это делалось на деньги наших налогоплательщиков, и только на основе утверждения этого человека. Это печально не только для меня, не только для моей семьи, не только для тех, кто верит в меня, но в первую очередь для Франции. Ведь нас заставляют поверить в то, что бывший глава государства был коррумпирован. Это позор и мерзость для страны!

Но тем не менее суперпрезидентская власть во Франции впервые дала трещину. И впредь, возможно, все президенты будут оглядываться. Это в России все спокойно и президентов превентивно освободили от будущих уголовных преследований. Но Сарко же сказал, мы не в путинской России живем. Поэтому сам виноват. 

Денис Стрелков, журналист RFI: Поменяет в принципе даже роль президента во Франции сейчас вот это появление в судах. Мы видим, что в последнее время, речь идет не про срок Саркози, а про срок скорее Макрона, что все больше и больше внимания к действиям, в принципе, власти, действиям, по крайне мере не президента, но власти. Сейчас вот даже во время пандемии мы видим, что во Франции огромное количество парламентских комиссий, которые проводятся. которые расследуют действия правительства, которые еще работают. Поэтому понятно. что за каждые действия, хоть на посту президента, хоть до этого, придется властям, придется президент отвечать. 

Так что день и правда исторический. Но тех, кто готовится к символической казни короля спешу разочаровать. Слишком сильна во Франции система сдержек и противовесов. И это дело может еще долго тянутся. 

Фото на превью: EPA / TASS

Также по теме
    Другие выпуски