«Кремль перехватывает повестку Навального»: почему снова сажают губернаторов

Объясняет политический обозреватель Михаил Рубин
14/04/2017 - 00:45 (по МСК) Татьяна Арно, Антон Желнов

13 апреля был задержан уже второй в этом месяце глава региона — Леонид Маркелов. Его обвиняют в попытке получения взятки в размере 250 миллионов рублей, а 4 апреля задержали главу Удмуртии Александра Соловьева.

Почему столько арестов, объяснил политический обозреватель Дождя Михаил Рубин.

Арно: Аресты губернаторов приобрели практически массовый характер. Сегодня задержан уже второй в этом месяце глава региона. Жертвой правоохранительных органов стал уволенный всего неделю назад с поста главы Марий Эл Леонид Маркелов.

Желнов: Его обвиняют в попытке получения взятки в размере 250 миллионов рублей. А 4 апреля задержали главу Удмуртии Александра Соловьева, и тоже взятка. По данным следствия, он получил 140 миллионов от компаний, занимавшихся строительством мостов.

Арно: Почему столько арестов, поговорим с политическим обозревателем Дождя Михаилом Рубиным.

Рубин: У меня такое ощущение, что Кремль как будто бы вдруг, совершенно неожиданно осознал некоторую опасность всех этих антикоррупционных митингов, и, может быть, лично Алексея Навального.

Желнов: Решил перехватить повестку, в полном смысле.

Рубин: Очевидно, да. Мы можем предположить, что да, решил перехватить повестку. Что происходило все последние месяцы? После думских выборов, которые, я напомню, были в сентябре, все, что можно было услышать от кремлевских чиновников, это «все хорошо, Путин прекрасно переизберется, нам даже ему… не нужны никакие конкуренты, ничего не нужно. Путин переизберется, и все будет в порядке». А вот в последний месяц как будто риторика изменилась. Видимо, вот эти самые протесты, которые прошли, вроде бы не так уж много людей приняло участие, а чиновники заволновались. Ну и, видимо, как ты правильно говоришь, решили перехватить повестку, привлечь внимание, показать, что да, мы тоже боремся с коррупцией. Все-таки никогда еще такого не было, чтобы два губернатора за месяц арестовывали, не было такого еще ни разу.

Желнов: И вот опять.

Рубин: Да-да. Было, ну одного губернатора в год могли арестовать. То есть явно этим количеством нам, можно предполагать, что что-то показывают.

Желнов: Последним Белых был, да, из губернаторов?

Рубин: Да, был Белых. Но потом был еще Улюкаев, конечно.

Желнов: Ну, Юлюкаев не губернатор, а если говорить именно о губернаторском корпусе.

Рубин: Губернатор — да, был Белых. Все-таки самое главное в этом… Очень сложно на самом деле гадать, почему конкретного губернатора арестовали. Кто-то видит здесь какие-то политические причины, очень это сложная история, здесь еще надо разбираться и разбираться, важно другое. Важно то, что убирают губернаторов, которые, скажем так, в какой-то степени были очень непопулярны, где-то, может быть, самодурами казались, короче говоря.

Желнов: Ну и очевидно, как они говорят, ты знаешь этот язык прекрасно, «тех, кто плохо лежит», то есть, в буквальном смысле, за кого некому вступиться.

Рубин: Да, всегда есть такая точка зрения, что те пять губернаторов, которые были арестованы, это губернаторы, к которых не было, условно, «крыши», как это на жаргоне можно было бы сказать. Ну и это, конечно, губернаторы не сильно удачные. Вот арестованный сегодня Маркелов, давайте вспомним, чем он известен. Он два года назад был самым скандальным губернатором, он приехал в село Шимшурга, недалеко от Йошкар-Олы, и стал рассказывать жителям о том, как здорово они открыли новую дорогу для жителей. А жители оказались какие-то неблагодарные и не выражали какого-то восторга по этому поводу. Давайте послушаем, как отреагировал на претензии жителей сам губернатор:

«Меня так плохо первый раз принимают. Нигде так не было, чтобы так ворчали, ворчали, рычали. Везде спасибо говорят. Наверное, мне тоже стоит повернуться к вам тем местом, каким вы ко мне повернулись, да? Закрыть все и уехать, и дорогу раскопать. Не верите, что я раскопаю дорогу? И будете три года ждать».

Рубин: Давайте все-таки отдадим ему должное, посмотрим, как стала выглядеть Йошкар-Ола при нем, у нас вот есть несколько фотографий. Он пытался превратить город в такое некое подобие Кремля.

Желнов: Или Лас-Вегаса.

Арно: Да, много света. И замки! А это что за здание?

Рубин: Это вот все центр Йошкар-Олы.

Арно: Диснейленд.

Рубин: Да. Вот такой самодур, с одной стороны. А с другой стороны, заботливый губернатор. Вот таких губернаторов убирают. Смотрите, вот у меня список регионов есть, в которых в этом году выборы предстоят глав губернаторов, их шестнадцать. Легче посчитать, где губернатор не сменен. Кремль арестами, не арестами, неважно, в 11 регионах из 16 — новые губернаторы. То есть процесс имеет явно массовый характер. Почему? Потому что в 2018 году в марте у нас предстоят президентские выборы, и, конечно, таких губернаторов, как Маркелов, такие губернаторы больше не нужны. Их увольняют. Они явно создают угрозу для рейтинга лично Путину на этих местах. Что еще важно? Важно то, что в последнее время появились слухи о том, что будут уволены не только вот эти губернаторы, видимо, к этим 16-ти могут добавиться еще несколько. О ком говорят? В первую очередь, это губернатор Самарской области Меркушкин.

Арно: Его за что?

Рубин: А он точно такой же. Давайте послушаем, как он общается с жителями, вы сейчас увидите, параллели абсолютно такие же:

Николай Иванович, я бывшая работница многострадального завода «АвтоВАЗ Агрегат», его дочернее предприятие «ПошивАвтоВАЗ Агрегат». Я хотела бы знать, когда нам погасят долги по зарплате. Уже пошел второй год, столько было обещаний.

Ну что хочу сказать, если вы в таком тоне будете разговаривать — никогда. Никогда. Те, кто вас подогревают, — просите у них, — ответил губернатор Николай Меркушкин.

Желнов: Да, общается так себе.

Рубин: Да, не бог весть как. Видимо, таких губернаторов может быть еще несколько, говорят и про Валерия Шанцева, нижегородского, и про главу Чувашии Игнатьева. Посмотрим, кто будет следующим.

Фото: Дмитрий Азаров/Коммерсантъ

Также по теме
    Другие выпуски