Бизнесмен, изобретатель и «живчик». Чем занимался захватчик «Ситибанка» в прошлом

Рассказывают его знакомые, бухгалтер и партнеры

В среду, 24 августа, в Москве бизнесмен взял в заложники четырех посетителей отделения «Ситибанка». На следующей день мужчина заявил, что не хотел никого убивать (взрывчатое устройство впоследствии оказалось муляжом), а просто пытался привлечь внимание общественности к своей проблеме — предприниматель погряз в кредитах, обанкротился и после этого даже записал видеообращение к президенту Путину.

Что происходило в жизни Арама Петросяна до этих драматических событий? Корреспонденты Дождя выяснили у его коллег, знакомых и партнеров по бизнесу.

Отчаявшийся бизнесмен Арам Петросян записывает обращение президенту, а вечером входит в отделение банка и объявляет себя его захватчиком.

Арам Петросян, бизнесмен: К вам обращается гражданин России Петросян Арам. Сегодня, 24 августа 2016 года, я буду идти на резкое резонансное нарушение Уголовного кодекса РФ. Есть большая, огромная проблема в России, это как холера, это как чума, это как бич, как гнет оседлал большинство нашего народа. Речь идет о банкротствах юридических и физических лиц, есть эта проблема. Признайте, что есть. Мне, поверьте, терять нечего, все, что было, я уже потерял.

Конкретных требований не выдвигает, но просит переговорщиков. До этого целый день готовится к преступлению — ходит вокруг банка, ищет управляющего. Внутрь, видимо, войти не решается. Ведет себя заметно нервно, в прессе появляется информация, что захватчик нетрезв.

К зданию около консерватории на Большой Никитской начинают приезжать представители органов власти. Спецслужбы готовятся к операции, на месте — машины скорой помощи, реанимация, пожарные, к банку подъехали представители Следственного комитета и лично министр внутренних дел Владимир Колокольцев. По сети начинает расходиться видео мужчины с обмотанной коробкой, из которой торчат провода, это и есть бизнесмен Арам Петросян.

Арам Петросян числится учредителем и генеральным директором в трех компаниях. Еще одна была ликвидирована год назад. Две из трех зарегистрированы в Можайске, туда мы и отправились. На «Можайском экспериментально-механическом предприятии» Петросяна помнят хорошо. Пять лет назад он арендовал здесь цех, где изготовлял уголь для шашлыков. Его бизнес в Можайске продлился недолго — полтора года аренды и таинственное исчезновение.

Наталья Дранникова, инженер по подготовке производства компании МЭМП: Вроде человек такой, посмотришь — порядочный человек. Что внутри, как говорится, ни у кого ничего не узнаешь.

Надежда Саленкова, сотрудник компании МЭМП: Он все хотел что-то в столовой там арендовать, потом куда-то уехал, не знаю. Где-то откроет бизнес, а потом снова выходит, вернее смывается. Ну такой скользкий человек был: там поработает, там поработает, нигде не задерживается. Он работникам не платил зарплату вовремя, это было, жаловались.

У одной из сотрудниц предприятия есть своя версия произошедшего вчера вечером.

Надежда Саленкова, сотрудник компании МЭМП: Чтобы его посадили.

— А зачем ему?

Саленкова: Потому что его многие ищут уже, его давно хотели грохнуть.

— Вам откуда известно.

Саленкова: Мало ли откуда, я не буду объяснять.

На производстве угля на него работали с десяток гастарбайтеров, которые, по словам сотрудников МЭМПа, подали на него в суд за задержку зарплаты. На предприятии он неоднократно предлагал директору новые бизнес-идеи, например, устроить на территории предприятия парник и выращивать зелень на продажу. Или расширить местную столовую до кафе, в котором могли бы питаться не только сотрудники, но и другие жители Можайска.

Виктор Бергер, директор «Можайского экспериментально-механического предприятия»: Производил уголь для мангалов. Лично знаком, но так вот: здрасьте — до свидания. Он пришел, подписали договор насчет аренды и потом виделись несколько раз. это было 5 лет назад, он закончил уже у нас. Производил впечатление живого человека, живчик такой. Наша задача была, мы сдали ему небольшое помещение. Пока платил — все было нормально, как только перестал платить — мы расстались.

Кроме древесного угля для шашлыков Петросян в разное время и в разных фирмах производил медицинское оборудование, изделия из пластмассы и резины, газогенераторы, аппараты для дистилляции, фильтрования и очистки жидкостей и газов. В общем, сфера интересов бизнесмена даже слишком обширная. В какой-то момент он даже стал писать свою собственную стратегию развития предпринимательства. Она называлась «Агентство равных возможностей», уже тогда он объявил себя банкротом.

Арам Петросян, бизнесмен: Я обращаюсь к вам, граждане России, я сам тоже гражданин России, зовут меня Петросян Арам Размикович, предприниматель. Даже на визитке написано: проектный мыслитель и просто хороший человек. Но, к сожалению, в данный момент — банкрот.

У него был «зуд предпринимательства», говорят знакомые с ним люди. И это, наверное, сложно назвать метафорой. На его имя зарегистрировано десяток так называемых полезных моделей — небольших изобретений. Правда, все они кажутся или уже известными, или ненужными. Например, Петросяну принадлежит патент на «самоспасатель фильтрующий универсальный», видимо, его он раздавал сотрудником банка, когда предложил им набор первой помощи. Кроме того, за ним числятся защитная маска-респиратор, углеродно-водородный прямоточный двигатель, сублингвальная таблетка и гидрогазовый теплоэлектрогенератор.

Наталья, бухгалтер: Очень хороший, общительный. Без коробки конфет, без цветов никогда не приходил к нам в компанию. Добрый, вот. На него даже это не похоже. Единственное, когда он пропадал, мне кажется, кредиты у него были большие. С деньгами у него были проблемы. Он всегда: «Девочки, сейчас мы начинаем работать, все туда-сюда, сейчас я приеду, мы с вами решим, я все оплачу». Мы ему сделали отчетность, сдавали лист, чтобы штрафов не было.

Еще одна компания Петросяна находится в Серпухове. Там нас встретили в магазине одежде две женщины. Одна из них представилась владельцем. О существовании Арама Петросяна вспомнила с трудом:

«Я его в глаза не видела. Я ему звонила, чтобы он снял с регистрационного учета, он сказал: «Не переживайте, я приеду к вам, сниму с учета, с букетом цветов». Говорю: «Мне ваши цветы не нужны, придите, снимите, чтобы на мне компания не висела». А что он потерял-то? На нем ничего и не был. Просто с налоговой девочки приходили ко мне, говорят, они нулевые сдают эти, как это… У него вида деятельности нет. Вида деятельности у него нет, потому что я написала заявление в налоговую, чтобы сняли с меня».

Бухгалтера, о котором говорит владелица магазина, это та женщина, которая сдавала нулевые листки, зовут Наталья. С Петросяном она познакомила несколько лет назад. Вы слышали ее мнение о человеке. Тогда он обратился в ее фирму, чтобы создать компанию под названием «Оберег». Какое-то время бухгалтер сдавала нулевые отчеты в налоговую, но потом бизнесмен перестал платить ей за работу. Эта компания и зарегистрирована по адресу в Серпухове. Чем именно компания «Оберег» будет заниматься, видимо, было загадкой и для самого Петросяна.

Кредитов, о которых говорит его бухгалтер, у него и правда было предостаточно. С 2012 по 2015 год последовательно против него возбуждали исполнительные производства. Они ничем не заканчивались, приставы ни разу не смогли установить местонахождение предпринимателя. Закредитован был и бизнес — в октябре 2012 года началось производство в отношении его компании «Сеарко», однако в 2014 уже было прекращено — не установили местонахождение и не получили никаких сведений о его имуществе. А спустя 2 года о нем уже знает вся Россия — с муляжом бомбы и захватом заложников он требует признать банкротство болезнью на государственном уровне и создать институт, который занимался бы этой проблемой.

Фото: агентство «Москва»

Другие выпуски