Первые отставки в «Единой России» после выборов. Как это было и что означает

11/10/2018 - 21:33 (по МСК) Евгения Зобнина, Анна Монгайт

11 октября в Москве прошло заседание президиума генсовета «Единой России». Мероприятие, в общем, будничное и внутрипартийное. Но после поражения кандидатов от партии власти на выборах сразу в нескольких регионах такие заседания привлекают значительно большее внимание. Мероприятие стало «встречей отставок» в «Единой России». Например, еще до начала заседания ушел глава Башкирии Рустэм Хамитов. А кроме него — губернатор Забайкалья Наталья Жданова и глава Курской области Александр Михайлов. Депутат Госдумы Сергей Железняк был освобожден от должности заместителя секретаря генсовета «Единой России» и председателя комиссии президиума генсовета этой партии по международной деятельности. Подробности мероприятия рассказала корреспондент Дождя Евгения Зобнина, а политолог Аббас Галямов объяснил, к чему могут перевести кадровые перестановки в партии власти.

Аббас Радикович, как вы считаете, насколько нестандартная ситуация — целых три отставки губернаторов и еще ушел Сергей Железняк. Что из этого действительно важно?

Я думаю, что это абсолютно объяснимая ситуация: в стране крепнет запрос на перемены, на новые лица в политике, и поэтому Кремль избавляется от тех губернаторов, которые, так сказать, исчерпали себя. Если вы заметили, то в сентябре, в общем-то, все те новые врио, временно исполняющие обязанности, которых Кремль назначил, они переизбрались, они избрались без проблем. С проблемами столкнулись только те губернаторы, которые отсидели один срок, шли на переизбрание, и уже точно не выглядели свежими лицами. Единственное исключение из четверых — Тарасенко, он всего год проработал, но он вот сумел за год тоже поднадоесть людям, и уже не воспринимался как свежее лицо.

Я думаю, Кремль извлек из этой истории уроки, и убирает тех губернаторов, у которых высокие антирейтинги, которые действительно надоели своим избирателям, и будет назначать вместо них новых людей, и они без проблем будут побеждать на выборах. То есть, повторюсь, то, что мы принимаем за протестные настроения, они не совсем протестные, пока, во всяком случае, это больше запрос на обновление. Власть в принципе может попытаться его оседлать.

То есть в принципе любой новый, не надоевший человек, без особенной даже политической биографии, может выиграть у каких-то тяжеловесов политических сейчас?

Да, мы только что видели, как во Владимирской области, в Хакасии, в Приморье, да и в Хабаровске тоже, в общем-то, люди, которые победили действующих губернаторов, они не были отягощены каким-то опытом. Некоторые из них, в частности, во Владимирской, Сипягин, являлись откровенными спойлерами, они прямо не хотели победить, и тем не менее, люди за них голосовали просто потому, что это вот то новое, что они жаждут. Поэтому запрос на новые лица, он сейчас таков, что новое лицо может опрокинуть почти любого, так сказать, бывалого старика, просто за счет фактора новизны.

Ну, а уход Железняка? Про него нельзя сказать — вот, ушла эпоха, ушел сам Железняк?

Нет-нет, все, что я сказал выше, это в первую очередь касалось губернаторов. Уход Железняка был предопределен давно, по аппаратным соображениям. В общем-то, новые люди, пришедшие к власти в «Единой России», они избавлялись от какого-то наследия прошлого. То есть Железняк понимал, что ему надо уходить, тут подвернулась такая выгодная вещь, как пенсионная реформа, и он свой уход превратил, так сказать, в политический жест, в такой перформанс, вошел в историю как…

Ушел благородным демократом, да?

Да-да. Я уверен, ничто в предыдущей биографии Железняка не говорило о нем, как о принципиальном, так сказать, борце за народное счастье, он всегда колебался вместе с линией партии. И поэтому я уверен, что его нынешнее выступление, оно просто по времени совпало с уходом, который был предопределен совершенно по другим, по аппаратным, повторюсь, соображениям. И он просто этим решил воспользоваться, так сказать, чтобы громко хлопнуть дверью, чтобы запомниться, чтобы детям не стыдно в лицо было смотреть.

Фото: Александр Шалгин/ТАСС

Также по теме
    Другие выпуски