Досье на Павленского: что правда, а что вымысел в новом скандале вокруг художника

16/01/2017 - 23:13 (по МСК) Петр Рузавин

В чем подозревают Павленского, как он отвечает на обвинения и что могло произойти на самом деле? Петр Рузавин собрал мнения всех сторон конфликта.

Художник Петр Павленский вместе со своей подругой Оксаной Шалыгиной и детьми находится сейчас во Франции, куда он уехал через Белоруссию и Украину. В России по заявлению против него и Шалыгиной проводится доследственная проверка по статье 132 Уголовного кодекса России «Насильственные действия сексуального характера».

Как рассказал Дождю сам Павленский, заявление на него и его подругу Оксану Шалыгину написала актриса Театр.doc Анастасия Слонина. Павленский и Шалыгина рассказали, что в единственный вечер 4 декабря она была у них дома, после чего написала на него и Шалыгину заявление. Сам он какую-либо вину отрицает и называет это дело «доносом».

Петр Павленский, художник: Очевидно, что она какой-то выгоды ищет, какой — неизвестно. Очевидно, что она сотрудничает с полицией, но мы не знаем, с какого момента она начала сотрудничать. То есть это когда — это началось год назад, это началось два месяца назад, месяц назад или когда мы уже в Варшаве находились. Мы этого не можем знать.

Актриса Анастасия Слонина отказалась сегодня общаться с Дождем, перенаправив на собственного адвоката. Тот, в свою очередь, заявил, что действия Павленского — просто игра на опережение.

Юрий Лысенко, адвокат Анастасии Слониной: Что он делает? Это обыкновенный уголовник, который понимает, что рано или поздно, извините меня за выражение, действия и выкрутасы, как иногда в быту говорят, его привлекут серьезно к уголовной ответственности, а здесь наказания серьезные, с лишением свободы по этой статье, вот он поэтому опережает события и делает такого рода заявления, якобы его притесняют в связи с его политическими взглядами и т.д. Все это глупость.

Сам Павленский называет дело политически мотивированным. И видит странности в действиях правоохранительных органов.

Петр Павленский, художник: Нас встретили 14 декабря в «Шереметьево», и тогда нам показали всю серьезность намерений. И после 7 часов, проведенных в Следственном комитете, после уже двух допросов (одного — меня, другой — Оксаны), потому что заявление на нас обоих, нам неожиданно дают уйти из Следственного комитета. Нас вызывает там один из начальников, хотя мы уже ждем конвоя, и говорит: «Вы знаете, мое мнение, главное — объективность, никуда нельзя торопиться. Мне надо собрать все доказательства. Поэтому сегодня вы можете идти, но, конечно, вы являетесь по первому звонку».

Уже после утренних заявлений Павленского в медиа в защиту собственной актрисы и против художника выступил «Театр.doc». Там заявили, что 31 октября Павленский  избил актера театра — бывшего молодого человека Слониной. И опубликовали видеозапись, где якобы художник и неизвестные избивают человека.

Елена Гремина, директор «Театра.doc»: Мне позвонили друзья человека, которого избили, и спросили, не возражаю ли я как директор театра, если будет подано заявление в полицию, не подставит ли это как-то театр, который, как вы знаете, является все время, так сказать, мишенью для властей. Я тогда сказала, что мне, конечно, было крайне неприятно, что все это произошло во дворе театра, где Павленский назначил «стрелку» бывшему бойфренду заинтересовавшей его девушки, но я сказала, что мы не 57-я школа, если это случилось, как это ни ужасно, пусть это будет. И они тогда подали заявление.

Проводится ли доследственная проверка по второму эпизоду — избиению — неизвестно.  Сам Павленский в комментарии «Медузе» признал, что дрался с актером, но лишь потому, что Слонина жаловалась, что «этот человек ее душит, избивает, бьет головой об ванну». Художник утверждает, что актер затем начал угрожать ему.

Павленский заявил Дождю, что если делу об изнасиловании будет дан ход, он будет просить убежища во Франции. Его адвокат Ольга Динзе считает, что таким образом его просто устраняют от политической жизни.

Ольга Динзе, адвокат Петра Павленского: Из сложившейся практики на территории Российской Федерации в принципе по одному только заявлению потерпевшей где-то 10% возбужденных дел. Если это не какой-то заказ, то одно только лишь заявление не служит основанием и поводом для возбуждения уголовного дела. Если целью Центра по противодействию экстремизму или ФСБ было выдворение Петра с территории Российской Федерации и предупреждение в дальнейшем совершения им каких-либо художественных акций, то да, это отличная статья для манипуляции.

Петр Павленский, художник: Выгода силовым структурам, она более очевидна для нас, то есть и для ФСБ, и для полиции, очень для многих устраняется большая проблема, проблема устраняется для машины пропаганды, которой каждая осуществленная акция наносила довольно большой урон, потому что она обращала к действительности, а это значит, что ресурсы, затраченные на пропаганду, уходили впустую. Ну а государство же не любит, когда его ресурсы впустую тратятся и когда что-то там начинает опровергать пропаганду, допустим. То есть очевидно, что режиму мы были невыгодны.

Напомню, что Петр Павленский стал известен после своей первой акции под названием «Шов», которую он провел в поддержку панк-группы Pussy Riot еще в июле 2012 года. Тогда художник зашил себе рот и вышел с плакатом к Казанскому собору в Петербурге. По его словам, зашитый рот — это то, чего хотела добиться власть, инициируя карательный процесс над группой Pussy Riot. Последняя же крупная акция Павленского назвалась «Угроза», тогда он поджег двери здания ФСБ на Лубянке. «Горящая дверь ФСБ — это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе» — так Павленский объяснял тогда свои действия. Кроме того, на суде по этому делу он требовал, чтобы его статья была переквалифицирована на «Терроризм», таким образом он требовал судить себя так же, как судили украинского режиссера Олега Сенцова. В июне Мещанский районный суд Москвы признал Павленского виновным по статье «Повреждение культурного наследия» и приговорил к штрафу в 500 тысяч рублей.

Фото: Алексей Абанин / Дождь

Другие выпуски