Патриоты против Серебренникова: кто стоит за делом, по которому обыскали режиссера «Гоголь-центра»

И на что были потрачены 200 млн рублей, хищения которых расследует СК
24/05/2017 - 00:35 (по МСК) Елизавета Сурначева

Обыски в «Гоголь-центре» и квартире режиссера Кирилла Серебренникова связывают с огромными долгами театра, а не его творческой деятельностью. Следственные мероприятия также прошли у Софьи Апфельбаум, бывшего руководителя господдержки искусства министерства культуры и ответственной за распределение грантов. Также это может коснуться и личной помощницы Серебренникова Анны Шалашовой— генерального директора «Седьмой студии».  

Что это за организация и какие контракты она заключала, выясняла наш корреспондент Елизавета Сурначева.

В далеком марте 2011 года в моде были инновации и модернизация, а президентом — Дмитрий Медведев. Театральные деятели тогда разговаривали с первым лицом не в парадных залах Кремля, а прямо в Мультимедиа Арт-музее на Пречистенке. Вот на такой встрече уже звездный режиссер Кирилл Серебренников рассказал Медведеву о новом проекте под названием «Платформа».  Он представил его как некий экспериментальный проект, в котором участвуют с одной стороны консервативный МХАТ, с другой стороны — передовой «Винзавод», а делают его ученики самого Серебренникова. Деньги на искусство в России может дать только государство, посетовал тогда режиссер.

Так проект Серебренникова попал в бюджет. В том же году Минкульт постановил: в течение следующих трех лет ежегодно выделять на развитие современного искусства по 70 миллионов рублей. Деньги эти выделялись как раз на «Платформу». Официальным получателем этих денег стала автономная некоммерческая организация «Седьмая студия» — так называлась труппа, созданная Серебренниковым из выпускников его курса.

Директором этой организации стала Анна Шалашова, ближайший соратник режиссера. А официальный адрес регистрации некоммерческой организации — квартира режиссера.

Уже осенью 2011 года на «Винзаводе» торжественно презентовали «Платформу» — новый театр, который вроде бы как  и не театр.

После того, как Серебренников возглавил театр имени Гоголя, «Седьмая студия» стала резидентом нового «Гоголь-центра». И даже получала небольшие деньги от театра. Ежегодно по несколько контрактов, от 300 тысяч до 3 млн рублей. Деньги им платили как авторское отчисление или за прокат оборудования.

Но Следственный комитет заинтересовали не эти мелкие контракты, а большие бюджетные деньги. Всего из федерального бюджета студентам Серебренникова досталось 216 миллионов рублей за три года — такую цифру 23 мая назвали в Министерстве культуры. Что делали в «Седьмой студии» на эти деньги, в общем, можно было посмотреть. Например, несколько громких постановок на «Винзаводе». Среди них были, скажем, «Отморозки» по Захару Прилепину, спектакль-лауреат «Золотой Маски».

Но следствие утверждает: все эти деньги просто украли.

Обыски 23 мая прошли не только у самого Серебренникова. Следствие также допросило директора Российского академического молодежного театра Софью Апфельбаум. В те годы, когда «Седьмая студия» получала деньги из бюджета, она работала в Министерстве культуры и подписывала контракты на получение субсидий.

Интересно, что, вероятно, прокурорскую проверку спровоцировала другая организация, получающая бюджетные средства. По словам источника «Медузы», прокурорская проверка «Гоголь-центра» в 2015 году была спровоцирована обращением прокремлевского фонда «Искусство без границ». Это объединение еще в 2015 году провело выставку «На дне» о постановках современных театров — там они критиковали театры за аморальное искусство, созданное на бюджетные средства

В том же году этот фонд обратился в прокуратуру с просьбой проверить бюджетные средства.

Что это за организация, доподлинно неизвестно. Они появились примерно в 2014 году и проводили патриотические выставки. Последние два года они получали президентские гранты на популяризацию патриотического искусства.

 

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Также по теме
    Другие выпуски