Суворовцы из Ульяновска заразились эхинококкозом. Это опасная болезнь? Как от нее защититься?

05/02/2019 - 22:05 (по МСК) Павел Лобков

У 26 воспитанников Суворовского училища в Ульяновске в ходе рядовой флюорографии в легких были обнаружены личинки червей, которых во многих странах можно найти лишь в учебниках. В США и Канаде этот паразит практически не встречается, как и в Японии, несмотря на пристрастие японцев к сырому или полусырому мясу и рыбе. Россия, Индия, Африка и Южная Америка примерно на одном уровне — то есть, от климата не зависит, однако в России видны несколько очагов, где это животное до сих пор заражает человека. Как могли курсанты заразиться эхинококкозом, насколько это заболевание опасно и как его вылечить? Объясняет директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний имени Е.И. Марциновского​ Александр Лукашев.

Александр, я сейчас рассказывал как раз о Всемирной организации здравоохранения, и где эхинококк встречается. В общем, оказывается, что это болезнь бедных стран. Бедных стран, и если страна богатая, самых бедных регионов богатых стран. Как это могло оказаться в Ульяновске?

Это заболевание достаточно распространено у нас в стране, особенно в южных регионах. Заражение происходит не при потреблении зараженного мяса, а при контакте с зараженными собаками или лисицами, чаще всего с собаками. Причем собаки заражены пастушьи, потому что обычно паразит циркулирует между собаками и овцами в животноводческих районах. Поэтому единственный реалистичный способ заражения курсантов — это контакт с больной собакой.

То есть следствию предстоит выяснить, где была эта собака, может быть, там были какие-то кинологические курсы с овчарками. Таким образом, нужно это животное выделить, потому что иначе и другие люди могут заразиться. Прошу прощения за физиологическую подробность, у собаки это в какашке содержится, эти личинки? Как собаку нельзя трогать, чтобы от нее не получить эхинококк, просто практическая вещь?

Эти личинки содержатся на шерсти, то есть они выходят через задний проход, но дальше членики червя могут распространять личинки по шерсти собаки, поэтому заражены не только фекалии, но и шерсть собаки.

То есть даже погладить ее или с ней там, не знаю, покувыркаться, уже можно заразиться, правильно я понимаю?

Да.

Значит ли это, что не только курсанты, что является скорее исключением, но и, допустим, добровольцы в приютах для бездомных животных, люди, которые работают в питомниках, кинологи, они все в зоне риска?

Они все в зоне риска. Особенно в зоне риска пастухи и люди, которые общаются с собаками пастухов. Но этот риск можно сильно снизить, если мыть руки, во-первых, и если проводить регулярную дегельминтизацию собак.

То есть собака должна быть ухожена прежде всего, да? То есть должен какой-то график проходить ее обследований.

Если либо обследовать, либо каждые шесть месяцев пролечивать собаку, то риск заражения значительно снижается. Кроме того, собака может заразиться, только съев зараженное мясо.

То есть это еще и вопрос поставок, вопрос добросовестного поставщика какого-то корма, правильно я понимаю?

Да. Если собаку кормить только сухим кормом, то вероятность заражения очень низкая, а вот если собаку кормить требухой, которая часто получается при разделке туш, то тогда риск очень высокий.

Александр, скажите, пожалуйста, а вот насколько опасна та стадия, когда эхинококка нашли в легких? Я, честно говоря, у нас был очень маленький курс паразитологии на биофаке, но я помню, что эхинококк в основном проникает в печень, и как правило, когда он обнаруживается, уже нужна операция.

Эхинококк действительно намного чаще встречается в печени, и если поражены легкие, это уже достаточно тяжелое поражение. Если кисты небольшие, то есть надежда вылечить их консервативно, при помощи химиотерапии, хотя все равно это достаточно тяжелая химиотерапия, длительное наблюдение, длительные курсы химиотерапии. Но если кисты больше 10 сантиметров, то лечение только хирургическое.

То есть это фактически как тяжелый туберкулез, правильно я понимаю? Поражение можно приравнять к тяжелому туберкулезу? Та стадия, на которой была зафиксирована эта болезнь, можно приравнять к очень тяжелому туберкулезу, правильно я понимаю?

Нет, она не совсем приводит к туберкулезу, но последствия заболевания могут быть такие же, как от туберкулеза.

То есть это вообще очень серьезная история, потому что я видел много всяких демотиваторов, всяких шуточек в интернете на эту тему. На самом деле, мне эта история показалась чрезвычайно серьезной, потому что это показывает, что, в общем, достаточно, она не очень благополучная, но по крайней мере, она чистая и ухоженная, Ульяновская область, и если там такие очаги встречаются, то это значит, что, во-первых, этих курсантов безумно жаль, а во-вторых, это значит, что это может произойти где угодно на Европейской части России, а не только в местностях близких к Алтаю или к Китаю, где есть вот эти очаги, указанные на карте Всемирной организации здравоохранения.

Ну, во-первых, у нас самыми эндемичными областями России являются Карачаево-Черкессия, Дагестан, другие северо-кавказские республики. Там это заболевание достаточно широко распространено. И произойти это может действительно где угодно, потому что оно встречается и в Центральной России, и в Московской области, хотя риск небольшой, но он есть.

Александр, последний вопрос. Если будут найдены люди, которые, возможно, поставляли некачественный корм собакам, или, не знаю, этих собак вовремя не водили к ветеринару, как вы думаете, это действительно уголовная статья? Это серьезное преступление, допустить вот такую вот эпидемию?

Вы понимаете, тут, конечно, должен разбираться Роспотребнадзор, должна разбираться прокуратура. Ситуация очень серьезная, то есть вред здоровью курсантов нанесен очень серьезный. Есть достаточно большой риск, что кто-то из них не сможет продолжить карьеру военного, это действительно такая опасность есть, потому что если остаются кисты, то всегда потом сохраняется риск их разрыва, даже если они мертвые. А дальше пускай разбираются компетентные органы, потому что обстоятельства могли быть самые разные, может быть, это дети сами привели собаку, с ней поиграли, и сами заразились. Может быть, какая-то другая ситуация.

Извините, я тогда добавлю, скажите, в Ульяновске может быть это лечение проведено нормально или нужно везти в Москву, потому что случаев в стране мало, и опыта мало такого?

Это очень индивидуальное лечение, зависит в первую очередь от локализации опухоли. То есть химиотерапия, лечение при помощи лекарственных препаратов, конечно, может быть произведено на месте, но если это тяжелый случай, то оперируют достаточно часто в Москве, по крайней мере, в нескольких лечебных учреждениях операции проводят. При операции, ее должен проводить квалифицированный хирург, потому что при разрыве кисты может быть очень тяжелое осложнение, вплоть до летального исхода.

Фото: Unsplash

Также по теме
    Другие выпуски