Паника растет, эпидемия идет на спад. Мировые вирусологи о том, покончено ли с коронавирусом

26/02/2020 - 21:51 (по МСК) Павел Лобков

Паника по поводу коронавируса возникает и развивается независимо от первоисточника самой эпидемии. Число обнаруженных случаев заболевания вне Китая стремительно растет, но общее количество тяжелых и смертельных случаев идет вниз. Не противоречит ли одно другому, рассказали эпидемиологи Александр Анджапаридзе, бывший сотрудник ВОЗ, и Михаил Фаворов.

Александр, здравствуйте! Насколько графики справедливы? Что на самом деле происходит? Закончилась ли эпидемия с точки зрения науки?

Анджапаридзе: Добрый вечер! Спасибо за предоставленную возможность, чтобы высказать свое мнение. Такой же вопрос мне задал польский профессор, доктор Высоцки, и я ему ответил 14 февраля, я ему говорил, что в любом случае произойдет резкий спад заболевания. И, по всей вероятности, в конце марта только единичные случаи будут.

Фактически процесс пассирования вируса среди населения, то есть среди людей, приводит к возникновению легких форм, которые не вызывают серьезные заболевания. Если мы возьмем, скажем, заболевание такого вида, как японский энцефалит, из 300 заразившихся человек только один дает клиническую манифестацию. По всей вероятности, то же самое происходит с коронавирусом. Идет адаптация, случаи, которые на первом этапе были тяжелыми, сейчас появляются мутанты, которые менее патогенные, то есть не вызывают клинической манифестации. Вот что я хочу сказать.

Михаил, я в работах, которые в Lancet сегодня прочитал, встретил незнакомое мне слово ― «популяционный иммунитет». Что это такое и растет ли он действительно? Количество новых случаев в Европе может ли быть знаком тревоги или там уже есть этот популяционный иммунитет? Или в Китае он уже есть?

Фаворов: Вот как раз в Китае у нас и есть популяционный иммунитет. Вы посмотрите, что за границами Хубэя у нас практически случаев нет. У нас есть Ухань, есть провинция Хубэй, там много случаев. В Хубэе уже смертность ниже. А за пределами этой провинции у нас уже, так сказать, европейская заболеваемость и европейская смертность. То есть это популяционный иммунитет.

Как он возникает? Когда человек впервые сталкивается с вирусом, вы помните, мы с вами обсуждали в прошлом нашем выпуске, он сталкивается с чужим инородным паразитом. Паразит влетает в клетку, смотрит вокруг: все ферменты неправильные, все рецепторы неверные ― и давай крушить ломиком все на свете, он человека очень часто приводит к смертельному исходу. Потом, когда он вышел из этой клетки и попал к другому человеку, он уже частично адаптирован, он уже имеет частично человеческие, так сказать, ферменты или адаптацию к человеческому организму, поэтому он протекает легче. И так далее, и тому подобное.

Посмотрите, что произошло у нас сегодня. У нас есть в Корее 0,16% смертельных случаев, а в Италии по-прежнему наши знакомые 2%, как по Китаю. О чем говорит? Что тот вирус, который попал в Италию, как правильно доктор Анджапаридзе отметил, ранний вирус, он попал к ним от одного из ранних пассажев. А тот, который попал в Корею, так скажем, назовем его «поздний вирус», который уже адаптировался. В принципе, для вируса идея существования ― это полная адаптация, чтобы он не вызывал болезней, размножался себе и всем, так сказать, передавал привет.

Хотел бы спросить Александра. Мы знаем, что наши СМИ, российские, очень любят трафик, который возникает на коронавирусе, постоянно говорят о том, что он изобретен там-то, в частности, указывается Грузия, лаборатория Лугара в качестве одного из источников. Что по этому поводу вы можете сказать? И также грузинские, допустим, медиа тоже любят эту тему?

Анджапаридзе: Смотрите, это, в общем, абсолютно неверная информация. Это только говорят те люди, которые не имеют представления, не являются профессионалами. Лугарская лаборатория ― это референс-лаборатория, которая, в общем, изучает и имеет возможность поставить нормально диагноз. То есть лабораторным методом можно поставить диагноз. Я думаю, что это можно только приветствовать. И такая же лаборатория должна быть не только в Грузии, но и в других, скажем, постсоветских республиках. Гораздо легче тогда вовремя выявить и найти метод обнаружения, если есть метод обнаружения, то тогда можно полностью наладить профилактику.

А в Грузии паника есть?

Анджапаридзе: Знаете, дело в том, что после того, как случаи были в Иране, народ, так сказать, начал волноваться. Но я могу сказать четко, что здравоохранение и национальный центр, который смотрит за этими заболеваниями, полностью мобилизированы. Делается все, чтобы при всяких возможных заносах, то есть люди проверяются, особенно те, которые приехали из Китая или же из Ирана. Они проверяются, ставится в течение дня лабораторный диагноз, и при отсутствии симптомов и также, так сказать, при негативном результате они находятся под наблюдением.

Спасибо большое! Последний вопрос Михаилу Фаворову. Что вы можете посоветовать тем людям, которые сейчас собрались в Италию, в Грецию? Я в Грецию, например, собрался. Ехать или не ехать?

Фаворов: Я вам всем советую по возможности, естественно, если это острая необходимость, но воздержаться от путешествий. Не потому что я переживаю, что вы заразитесь вирусом. Путешествовать сейчас очень трудно. Если у вас в самолете окажется какой-нибудь человек с вирусом, вас всех посадят на карантин. Где у вас больше вероятность заразиться? Естественно, там, где будут другие. То есть сейчас на какой-то момент надо воздержаться от полностью необходимых путешествий. Мой вам совет. Я сейчас вернулся из путешествия тоже по Европе, скажу вам, никакого удовольствия это не составляет, довольно трудно путешествовать.

Единственное, хочу добавить про популяционный иммунитет. Популяционный иммунитет возникает даже у людей, у которых нет болезни. Они, так сказать, проиммунизируются. У них уже есть антитела. Сейчас в Китае вспышка именно пошла на нет не потому, что много переболело, а потому что они очень много перезаразили, но без болезни. То есть инфекция есть, болезни нет. Я считаю, что больше 30% в Ухане уже имеют антитела, судя по тому, что вспышка пошла на нет.

Спасибо большое, как вы и предсказывали, действительно, эпидемия постепенно чахнет, несмотря на то, что она расползается вширь. В общем, это значит, что смотрите Дождь, наши прогнозы, как правило, сбываются.

Фото в коллаже: EPA

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски