Секс-бомбы и космические пылесосы: почему оттепель стала лучшим временем СССР

Колонка Анны Монгайт о том, как в Советском Союзе появилась частная жизнь
14/02/2017 - 00:41 (по МСК) Анна Монгайт

14 февраля в Третьяковской галерее на Крымском валу откроется выставка с лаконичным названием «Оттепель» о, казалось бы, самом притягательном периоде XX века. О 60-х. 60-е — это 90-е с приличной репутацией. Не лихие, а сладкие. О них можно каждому говорить не таясь. Но удвоенное внимание к ним свидетельствует об ожидании оттепели в обществе. Оттепель в 60-е, как и в 80-е, началась с реабилитации политических заключенных, что породило и новую культуру, и новых людей, и поколенческий конфликт.

Смотрите также: Интервью с директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой — о выставке «Оттепель», селфи-палках в музеях и цензуре в искусстве

Поколения свободы и несвободы до сих пор делят общество. Как и в перестройку, в 60-е начинается сначала с робкого, а потом невиданного триумфа частной жизни. В это время в Москве  внедряют невиданный с 30-х генплан реконструкции города. Идет борьба со сталинскими излишествами. Дворцы теперь строят не вертикальные готические, а горизонтальные модернистские. Восторжествовавший на Западе функционализм очень подходит бедному советскому государству. Все, в первую очередь, должно быть полезным и во вторую — красивым. Хрущев обещает каждому отдельную квартиру. И лицо города в 60-х — не центр, а типовые новостройки, малогабритное жилье. Вместе с ними появляется дизайн.

Дизайн вторгся в жизнь и в 80-х, вместе со свободой всегда возникает  эстетический выбор. Сегодня нечто подобное предлагает ИКЕА. Фанерная и пластиковая мебель и посуда без излишеств обтекаемых космических форм. Советский человек мечтает о космосе, как наши родители в 80-х — о загранице. Но космос был ближе.  О таких пылесосах и стиральных машинах в форме планет и ракет грезят музеи. В выставке «Оттепель» их участвует целых 30.  Здесь же  эскизы настоящих интерьеров космических кораблей, которые рисовал единственный в своем роде дизайнер, работавший в КБ Королева. 

Кирилл Светляков, куратор выставки «Оттепель»: Это интерьеры комического корабля, причем оригиналы.

— Это какого космического корабля?

Кирилл Светляков, куратор выставки «Оттепель»: «Восход». Это похожая история, Галина Балашова была уникальным проектировщиком космических интерьеров у Королева, она создавала и проекты, куда расставлять оборудование, опять же, искала экономичные формы для того, чтобы все было под рукой.

— Трогательно, что здесь есть картины на стене. Одухотворенное пространство.

Кирилл Светляков, куратор выставки «Оттепель»: Обязательно.

— Это они же?

Кирилл Светляков, куратор выставки «Оттепель»:  Да. Она же и делала с видами, морскими пейзажами.

В городах 60-х появляются невиданное — творчески оформленные витрины. Их пишут художники, ведь этот флирт с покупателем, он удивителен для послевоенной страны. Первый настоящий советский дизайнер одежды Слава Зайцев тоже родом из 60-х. Еще бы, очарование женщин теперь  абсолютно легально. Они не спортсменки,  не работницы  а фарфоровые  красавицы.

Мэрилин Монро вполне могла бы сыграть в фильме «Три плюс два» по книге Сергея Михалкова «Дикари». Вместо нее там другие секс-бомбы в купальниках — Кустинская и Фатеева. Советские люди впервые сами  могут выбирать,  как и с кем отдыхать, самостоятельно и бюджетно, а не под надзором в санатории.

Кирилл Светляков, куратор выставки «Оттепель»:  «Три плюс два» — мы выбрали кадры. Конечно, фильм интересный с точки зрения того, что там две натуральные секс-бомбы — Фатеева и Кустинская. Но ведут они совершенно инфантильные диалоги между собой. Иногда даже зритель не обращает внимания, там эти бомбы сидят на скале, и Кустинская вяжет. Что это вообще? И потом этими спицами она тычет своему будущего избраннику. Там очень странная какая-то символика. А диалоги вот такие детские, сергеймихалковские, это Сергей Михалков родил. Так что там эти диалоги, инфантилизм немножко нейтрализует сексапил этого фильма. Это оттепель. Это как раз оттепель. Это какая-то степень раскрепощенности, но такая немножко детская.

В 1959 году наши секс-бомбы встретятся с первыми иностранцами, которые впервые приедут в СССР многотысячной толпой на Фестиваль молодежи и студентов. Во многом это связано с освобождением колониальных государств, теперь их опекает СССР.  Вскоре после в Москве откроют институт Патриса Лумумбы, и студенты  экзотических национальностей станут частью городского ландшафта.  Но иностранцы останутся объектом болезненного интереса наших соотечественников до конца 90-х, а поездка в Америку — невербальной мечтой.

В 60-е художники  впервые за 30 лет стали отправляться в Штаты, чтобы они тоже могли изобразить  буржуазные пороки — бары, спортивные машины, капиталистов. Но эффективней всего художник Решетников, автор картины «Опять двойка». Он съездил на венецианскую биеннале, где две недели плавал в гондоле и пил лимончелло  за государственный счет. Приехав, он в духе Кукрыниксов жестоко осмеял художников-абстракционистов и их богатых поклонников, мол, и обезьяна может намалевать нечто подобное для биеннале в Венеции.  В то время как мы движемся к коммунизму, не разбирая дороги. Кстати, коммунизм должен был все-таки наступить примерно в 80-е. А наступила перестройка. Так похожая на оттепель.

На превью: Ю.И.Пименов. Бегом через улицу. 1963. Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки

Также по теме
    Другие выпуски