«Отбирали, отбирают и будут отбирать – ясный сигнал, который звучит давно»: Михаил Крутихин о скандальном деле «Роснефти» против АФК «Система»

24/08/2017 - 00:22 (по МСК) Максим Товкайло

136 млрд рублей — это более двух миллиардов долларов. Столько компания миллиардера Владимира Еветушенкова АФК «Система» должна выплатить «Роснефти» после решения Арбитражного суда Башкирии, вынесенного 23 августа. Суд частично удовлетворил иск российской государственной компании, которая считает, что из «Башнефти» были выведены деньги при ее реорганизации в 2014 году. «Роснефть» купила «Башнефть» в 2016 году и буквально через несколько месяцев подала иск к «Системе». В пресс‑службе «Системы» уже заявили, что компания будет обжаловать это решение. В «Роснефти» же, наоборот, решением суда удовлетворены. Экономический аналитик Михаил Крутихин — о том, что это решение значит для АФК «Система» 

«Здесь вопрос либо в логике, либо в коммерческих факторах, либо в некомпетентности или продажности судьи», — отметил Крутихин, пояснив, что рассмотрения дела по существу фактически не было. 

Эксперт считает, что такое решение способно стать очень серьезной проблемой для компании Евтушенкова. «У них хорошие обороты, но наличности в распоряжении не так много. Я не знаю банки, которые согласятся выделить средства, тем более в пику «Роснефти», — подчеркнул Крутихин.

Между тем, аналитик считает, что в вынесенном вердикте нет никакой справедливости. «Чистый вульгарный грабеж, отъем средств. Отбирали, отбирают и будут отбирать – ясный сигнал, который звучит давно», — заключил он.

Полная расшифровка:

Насколько для вас было неожиданным сегодняшнее решение? Все-таки 136 миллиардов — большая сумма, и многие предполагали, что если суд и примет решение в пользу «Роснефти», то снизит значительно финансовые претензии к АФК «Системе».

Здесь вопрос либо в логике, либо в коммерческих каких-то факторах, либо в некомпетентности или в продажности судьи, я по-другому не могу тут говорить. Ожидания были слабого шанса на то, что судья все-таки проявит компетентность и проявит терпение какое-то, но всего за 11 заседаний суда, где обсуждались, в основном, процедурные вопросы, вдруг решился такой вопрос как 2,25 миллиарда долларов стоимость такого актива. И решение было совершенно неожиданно вынесено без того, чтобы удовлетворить какие-то ходатайства ответчика или каким-то образом рассмотреть дело по существу. Рассмотрения-то фактически не было.

Но теперь, видимо, это перейдет в апелляционную инстанцию. Что вообще это решение значит для АФК «Системы»? Напомню нашим зрителям, что именно эта компания является основным акционером одного из крупнейших российских мобильных операторов — МТС. Если все-таки сегодняшнее решение устоит во всех инстанциях, и «Система» должна будет выплатить 136 миллиардов рублей, что это значит для компании, банкротство?

Это очень серьезная проблема для компании, потому что наличных денег у них, оценивается в 20 миллиардов рублей, может быть, не больше. У них хорошие обороты, но наличности в распоряжении не так много. То есть им придется либо занимать эти деньги у каких-то российских банков, но в таком положении почти банкрота я не знаю банки, которые согласятся выделить средства, тем более в пику как бы позиции «Роснефти» с ее административным весом. Но я предполагаю, что до последнего компания будет бороться за то, чтобы сохранить свою долю в МТС, и это будет уже последним бастионом, который придется оставить, если все-таки присудят им этот гигантский штраф, причем штраф совершенно неоправданный, непонятно за что.

Михаил, какой сигнал Россия, российская судебная система шлет российскому бизнесу, иностранному бизнесу, который хочет работать в России? Есть две противоположные точки зрения: одни говорят, что это просто очень сильно бьет по инвестиционному климату, а другие, как, например, «Роснефть», говорят: «Слушайте, какой инвестклимат, воровали деньги, мы пытаемся восстановить справедливость». Вы разделяете какую позицию?

Справедливости там нет никакой, абсолютно никакой. Это чистый вульгарный грабеж, это отъем чужих средств. Поскольку говорить о том, что каким-то образом владельцы «Башнефти», то есть «Системы» испортили стоимость компании, не имеет никакого смысла. У компании за то время, пока «Система» ею владела, был трехкратный рост выручки, добыча на 46% выросла, прирост запасов был на 74% и рыночная капитализация в 8 раз выросла, то есть все действия, которые владелец осуществлял, были не только легальными и оправданными, а еще и приносили пользу стоимости этого актива. Это первое. Второе: как это подействует на инвестиционный климат — ну что ж, это просто еще один сигнал.

Сигналов таких было больше чем достаточно. Давайте вспомним, как отнимали актив у консорциума из четырех международных компаний просто по указу Ельцина в начале 1992 года. У них была возможность разработать Штокмановское месторождение, Приразломное месторождение, они вложили уже 40 миллионов долларов, у них просто отобрали этот актив и потом 14 лет искали нового инвестора, который смог бы там хоть что-то сделать. То есть отбирали, отбирают и будут отбирать, это ясный сигнал, который звучит уже совершенно давно.

Я помню одного депутата Бундестага германского, который сказал: «Вы знаете, вы можете делать большой бизнес в России, если вы такой же крупняк, как, например, Volkswagen (не имеется в виду автомобиль), и второе: если вы личный друг президента Путина. Если у вас нет этих двух факторов, то забудьте о серьезном бизнесе в России».

Спасибо большое.

Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости

Также по теме
    Другие выпуски