Федеральный Фонд кино — главный спонсор всех отечественных блокбастеров и главный же распределитель бюджетных денег на эти проекты — рассказал о своих итогах года. По оценке Фонда, в 2018 российское кино побило кассовый рекорд: оно собрало под 14 миллиардов рублей, а сходили «на отечественное» почти 60 миллионов зрителей. А вот иностранные ленты, сказано в отчете Фонда, наоборот — собрали меньше, чем раньше. На бумаге выходит возрождение российского кино. Неужели пора переставать верить собственным ощущениям и прекращать смотреть обзоры BadComedian’а? В цифрах Фонда кино разбиралась Лиля Яппарова.
Сборы российских фильмов достигли постсоветского исторического максимума, подсчитал Фонд кино. Одни только спортивные драмы в прошлом году собрали больше трех миллиардов рублей. Но всего на походы в кино россияне потратили меньше. В Фонде считают, что это иностранные ленты просели — депутат Госдумы Борис Чернышов думает, что причины несколько иные.
Депутат Борис Чернышев: Денег у людей стало меньше, а в кинотеатрах стало очень дорого. Один поход в кинотеатр, особенно с маленькими детьми либо у молодых пар, это тысячи две, две с половиной нужно оставить.
Совсем недавно Чернышов был российским кино так недоволен, что предлагал наказывать преступников принудительными просмотрами отечественного трэша. Депутата вдохновил на это фильм «Защитники» — проспонсированная Фондом кино лента собрала так неожиданно мало, что Фонд даже подавал на его создателей в суд.
В минувшем году, считает Чернышов, кино стало действительно лучше — ему даже запретами теперь не надо помогать.
Депутат Борис Чернышев: Если бы мы не запрещали, особенно никто бы и не пошел на «Смерть Сталина». Все-таки, в этом фильме, — я смотрел «Смерть Сталина», — в нем нет спецэффектов. Какие-то дурацкие наши маршаллы, и максимум, что он собрал бы в нашем прокате — процентов пять от того, что собрали те же «Елки».
Комедию «Смерть Сталина» в прошлом году в России просто отменили. В Общественном совете при Минкультерешили, цитата, что «маршал Жуков [там] изображается придурком».
В 2018 году чиновники занимались не только эстетическими, но и стратегическими запретами: например, пытались подвинуть «Медвежонка Паддингтона», чтобы помочь отечественному «Движению вверх», как писали «Ведомости» со ссылкой на источники.
Все получилось: в итоге «Движение вверх» побил в российском прокате всех иностранцев. Цифры этой победы объективны, считает автор расследования о Фонде кино Игорь Сергеев, но добыты они были в зачищенной от конкуренции среде.
Руководитель Transperency International в Калининграде Игорь Сергеев: Все вот эти случаи переноса дат показа «Паддингтона» или «Бегущего в лабиринте» в пользу как раз-таки фильма «Движение вверх», который сейчас в этих отчетах оказался в лидерах… Минкульт, который занимается выдачей прокатных удостоверений, очень сильно повлиял на сборы этих фильмов.
Под этот Новый год все инстранные картины тоже«раздвинули», говорит Сергеев, - и тоже под фильмы, поддержанные Фондом кино. Например, пострадада премьера «Гринча».
Депутат Борис Чернышев: Фильм должен быть интересным, фильм должен быть конкурентным, и тогда ничего не надо передвигать. Мне кажется... вот у меня в один из Новых годов был выбор: пойти на что-то американское, либо сходить на те же «Елки». Я выбрал «Елки», потому что это интересно, потому что это хороший подбор актеров, потому что это смотрибельно. В тот же момент я мог бы пойти на какой-то блокбастер зарубежный, но мне это было не так интересно.
В 2018 году Фонд кино распределил между продюсерами 3 млрд рублей.И в отчете Фонда о рекордных сборахне упомянута, например, провалившаяся в прокатекомедийная мелодрама «Крымский мост».
Сценарий пролюбовный треугольник на фоне строительства Крымского моста писала глава Russia Today Маргарита Симоньян. И свои 100 миллионов из Фонда кино картина получила даже без конкурса, как выяснили в «Би-би-си».
Был в 2018 году — и тоже не попал в отчет Фонда кино — и фильм «Черновик». Поддержанная Фондом фантастика по роману Лукьяненко не только провалилась в прокате, но еще и никому не понравилась. В «Черновике» юноша по имени Кирилл становится сверхчеловеком-таможенником в башне между мирами. Теперь его миссия — открывать двери.
В августе 2017 года «Газета.ру» подсчитала, что с начала 1990-х годов менее 20 фильмов, снятых при господдержке, стали прибыльными. Всего с перестройки их сняли полторы тысячи.
*По решению Минюста России Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив „Трансперенси Интернешнл-Р“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.