Один и тот же полицейский незаконно задерживает москвичей у Ярославского вокзала. Рассказы жертв

07/08/2018 - 21:56 (по МСК) Мария Борзунова

Любой человек, который приехал на московские вокзалы, не застрахован от того, что к нему подойдут люди в штатском, представятся сотрудниками полиции и отведут в подвал, где попросят показать содержимое кошелька и разденут до трусов, как это произошло с преподавателем Высшей школы экономики Владимиром Бродским — свою историю он рассказал 6 августа. После этого обнаружились другие пострадавшие. Нашему телеканалу стало известно о нескольких таких случаях, в которых фигурирует один и тот же сотрудник полиции. Наш корреспондент Мария Борзунова разбиралась в ситуации.

С художником Станиславом съемочная группа Дождя встретилась на Ярославском вокзале. Сам он из Подмосковья, поэтому регулярно ездит оттуда домой и уже успел очень близко познакомиться с местными сотрудниками полиции. 

Художник Станислав Метельский: Двигался в сторону турникетов — и он тут меня перехватил. Стандартная схема, они всегда так общаются — не представляются, не показывают документы, не называют ни имени, ни звания — сразу в машину. «Молодой человек, ваши документы, пожалуйста». Я, в свою очередь, уже более осведомленный в этих вопросах, спросил его документы, он с большой неохотой их показал. Причем показал очень быстро. 

Сотрудники полиции остановили Станислава в августе прошлого года. Один из них потребовал предъявить документы, объяснив это тем, что вокзал — «особо охраняемая зона». После недолгих пререканий полицейские проводили Станислава в отделение. 

 — После того, как он переписал все мои данные, он санкционировал мой обыск. Он привел двух понятых — мужчин моего возраста примерно, даже постарше, по-моему. 

 — Это были действительно не знакомые ему люди?

 — У меня сложилось впечатление, что нет — что этих людей он знает, что они работают где-то там, рабочие вокзала может. Они общались, он называл их по имени. Было впечатление, что они его знакомые. 

​Ничего запрещенного у Станислава не нашли, спустя полтора часа его отпустили без протокола. Молодой человек позвонил на горячую линию МВД, там пообещали разобраться. Но этот же сотрудник полиции остановил Станислава еще раз, буквально через пару месяцев — они друг друга узнали. 

Художник Станислав Метельский: Он начал предъявлять мне обвинение, что я якобы нахожусь в состоянии наркотического опьянения. Это было основным поводом, чтобы снова меня задержать, увести в тот же участок. И в участке начинают угрожать — тем, что, мол, сейчас приедет скорая, он вызовет скорую, и меня заберут на свидетельствование. 

​Скорая так и не приехала, а Станислава опять отпустили. Прошел год, и Станислав увидел в фейсбуке пост преподавателя Высшей школы экономики Владимира Бродского, которого точно также задержали без объяснения причин на Ярославском вокзале. 

Отрывок из поста Владимира Бродского в фейсбуке: Топорец запускал руки в мои карманы, забрал кошелек, открывал все его отсеки, вынимал деньги и банковские карты. Второй сотрудник потребовал, чтобы я разблокировал свой телефон, и стал просматривать мои переписки в социальных сетях и личные фотографии. Топорец заставил меня разуться, снять носки и, прошу прощения за подробности, спустить нижнее белье. Этот несанкционированный досмотр сопровождался запугиванием и угрозами, сотрудники постоянно требовали, чтобы я признался, «чем балуюсь», на моих совершенно безобидных фотографиях городов и природы пытались разглядеть «закладки», много матерились, говорили, что вот-вот «вытрясут из меня все, что нужно». 

​Увидев этот пост, Станислав узнал своего старого знакомого. А потом всплыло и видео аж 2015-го года — где тот же сотрудник задерживает другого молодого человека, Данилу Захарова, не представляясь и не объясняя причин. 

В этом сотруднике и преподаватель Высшей​​ школы экономики Владимир, и художник Станислав узнали своего обидчика. Так они выяснили, что зовут его — Алексей Топорец. За эти три года полицейский успел дослужиться от старшего сержанта до прапорщика. И если Станислава он задерживал в полицейской форме, то спустя год к Владимиру он подошел уже в штатском, представился и вовсе сотрудником уголовного розыска.

30 июля этого года предприниматель Вячеслав Володин возвращался домой. Сценарий тот же: остановили, сказали, что уголовный розыск, и проводили в отделение. Там у него так же забрали телефон и проверили все мессенджеры, соцсети, почту и фотографии. Полицейские тщательно посмотрели кошелек и сумку молодого человека. 

Предприниматель Вячеслав Володин: У меня два доллара на счастье лежит, его там каким-то фонариком просвечивали. Другой сотрудник попросил разблокировать мобильный телефон. Не найдя ничего в кошельке, в паспорте, попросили… Ну, не то, что попросили вывернуть карманы, а сказали — «дайте мы сами залезем». Я попросил, чтобы мне показали руки, чтобы в руках хотя бы ничего не было. У меня проверили передние карманы, маленькие карманы на джинсах, после чего попросили спустить штаны, спустить трусы.

​Вячеслав до сих пор не знает причину задержания — тогда сотрудники ему сказали, что идет какая-то операция. Он подумал, что сейчас его пробьют по базам и отпустят, но в отделении не оказалось даже компьютера. Вячеслав послушно выполнял требования сотрудников полиции. Но когда досмотр зашел слишком далеко, поинтересовался, почему нет понятых. 

Предприниматель Вячеслав Володин:

Говорю: «Ребят, что происходит? То есть, если это обыск, то почему нет понятых?» Мне ответили, что вот, два человека и есть. Я говорю: «Но вы же сотрудники». Они говорят: «Ну, мы же вам удостоверение не показывали».

​У Вячеслава ничего не нашли и, как и в прошлых случаях, отпустили без протокола. Алексей Топорец, кстати, уже попадал в СМИ в 2016 году — на РИА Новостях есть заметка про то, как правозащитники вместе с сотрудниками полиции проверяли безопасность на вокзалах. Член Московской Хельсинской группы Вадим Карастелев охарактеризовал Алексея Топорца так.

Бывший сотрудник МВД анонимно рассказал Дождю, что такие задержания возможны, когда на человека есть изначально полученная оперативная информация. Но даже если ее нет, сотрудники иногда решают проверить тех, кого сочли подозрительным. А всему виной старая-добрая палочная система, которая теперь называется «работа на перспективу».

Бывший сотрудник полиции: В данном случае, если у сотрудников есть ранее полученная оперативная информация в отношении данного лица (задокументированная), а она наверняка будет, — даже если её и нет, то им ничего серьезного за это не будет. Когда нет такой информации, а вышестоящее руководство требует палки, то выборочно проверяют людей. Да, есть такое.  

Обсуждая эти задержания и досмотры, пользователи в социальных сетях вспоминают прошлогоднюю операцию «Мак». Тогда многие жаловались, что сотрудники полиции тормозят такси, заставляют раздеваться догола прямо на улице и ищут наркотики. 

Сотрудники Дождя отправили запрос в управление на транспорте МВД и спросили, отстранен ли кто-то из сотрудников — и конкретно про Алексея Топорца. В управлении сухо ответили, что ведется проверка и надо ждать результатов. К слову, в 2015 году, когда появился знаменитое видео, проверка уже проводилась — но никаких результатов она не дала. 

Фото: Пименов Роман / Интерпресс/ТАСС

Также по теме
    Другие выпуски