«Бессмысленная договоренность»: как решение ОПЕК повлияет на нефть и рубль

Мнение экономистов Михаила Крутихина и Евгения Надоршина
29/09/2016 - 21:20 (по МСК) Лика Кремер

Страны ОПЕК в ночь на 29 сентября неожиданно договорились заморозить добычу нефти. С ноября члены организации согласились добывать на миллион баррелей в сутки меньше пиковых показателей этого лета. Это решение экспортеры приняли впервые с кризисного 2008 года. Впрочем, договоренность пока неформальная и не вполне понятно, будет ли она выполняться. Дарья Полыгаева разбиралась, как ограничение добычи повлияет на нефтяные цены.

Решения из Алжира ждали несколько дней, но на протяжении всего Энергетического форума представители ОПЕК то и дело говорили журналистам о том, что, скорее всего, заморозки не будет. Однако после шестичасовых переговоров в среду, уже ближе к ночи, члены картеля объявили, что добычу нефти ограничат впервые за несколько лет на уровне в 32,5 миллиона баррелей в сутки. Это общий объем для всех участников ОПЕК. Однако то, сколько и какие страны будут теперь добывать, еще предстоит обсудить. Так же, как и зафиксировать соглашение на бумаге, ведь договоренность пока неформальная.  

Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy:

«Никакого сомнения нет, что это решение выполняться не будет. Даже если в конце ноября вдруг неожиданно примут какую-то декларацию и даже введут какие-нибудь необыкновенные квоты на каждую из стран, что совсем уже неправдоподобно, даже в этом случае все эти квоты будут обязательно нарушаться, поскольку никто из членов ОПЕК не собирается жертвовать своей долей на рынке для того, чтобы пустить туда других производителей. Мы видим, что за пределами ОПЕК существуют такие крупные производители, как Соединенные Штаты Америки, где компании обязательно воспользуются такой возможностью, это и Российская Федерация, которая гордо объявляет каждый месяц об очередном рекорде в добыче нефти».

Действительно, в последние месяцы члены ОПЕК только наращивают уровень добычи. Больше всего в картеле добывает Саудовская Аравия, не отстает и Иран, с которого лишь в январе этого года сняли санкции.  

У стран, которые не входят в ОПЕК, несмотря на низкие нефтяные цены, тоже рекордные показатели. Например, у США и России. Министр энергетики Александр Новак хоть и присутствовал на форуме в Алжире, но в переговорах с ОПЕК не участвовал. В Москве пока не выражали желания присоединиться к решению о заморозке. 

За последние годы ОПЕК дважды замораживала добычу — в момент обвала нефтяных цен. Стоимость топлива после этого начинала расти. На фоне вчерашней договоренности цена нефти марки Brent выросла на пять процентов — до цифры почти в 49 долларов за баррель. Но серьезного долгосрочного роста аналитики не ждут.

 

Евгений Надоршин, главный экономист «ПФ Капитал»:

«Мы видели рост цен на нефть, который закончился (там сегодня была коррекция, сейчас стабилизация на тех же уровнях), и видели удорожание рубля. Вся реакция, я думаю, на это событие уже произошла. Без дальнейшей конкретизации я не думаю, что это событие к чему-то еще приведет. По той простой причине, что сама по себе договоренность совершенно бессмысленна без определения деталей - конкретных квот и той роли, которую будут играть те страны, на которых эти квоты не распространятся (Иран, Ливия), понимания и кто и как будет компенсировать  нарощенные ими объемы».

 

Эти детали ОПЕК будет обсуждать на встрече в ноябре. Уже говорят, что, например, для Ирана, Нигерии и Ливии могут сделать исключение. Так, в апреле именно позиция Тегерана, который не хочет сокращать добычу, сорвала заморозку добычи.

Фото: Александр Подгорчук/Коммерсантъ

Другие выпуски