«Они повторяют 2011 год»: 300 юристов написали открытое письмо в ЦИК

05/08/2019 - 21:47 (по МСК) Антон Желнов

Около 300 российских юристов пожаловались в Центризбирком на действия Московской городской избирательной комиссии. В письме, опубликованном в эти выходные на сайте «Новой газеты», они просят рассмотреть жалобы незарегистрированных кандидатов на решения Мосгоризбиркома. «Действия избирательных комиссий по отстранению политических оппонентов действующей власти от участия в выборах означают de facto уничтожение самих выборов», - говорится в письме. Авторы текста попросили разместить свое обращение и на сайте самого ЦИКа. О том, была ли реакция на это письмо и обязана ли ответить мэрия, рассказала руководитель Центра законодательных инициатив партии «Яблоко», заслуженный юрист России Елена Дубровина. 

 

Малкина: Елена Павловна, добрый вечер! Скажите, пожалуйста, была ли какая-то реакция на ваше письмо, какой-то ответ? Связывались ли с вами юристы, юридические службы ЦИК? И вообще обязаны ли они по закону реагировать на такое обращение?

Дубровина: Собственно говоря, избранная форма, вот такое открытое письмо ― это, по сути дела, позиция. Юристы выражают позицию, свое отношение, оценку существующей ситуации. А какой здесь может быть ответ? Наверно, формальная отписка, как всегда. По всей видимости, будет. Пока я про нее ничего не знаю, может быть, придет какому-нибудь адресату. По крайней мере, до меня не доходила. И ответ, по сути, зачем нам нужен? Нужно, чтобы действия были какие-то произведены, чтобы эту ситуацию исправить. Думаю, что навряд ли мы это увидим.

Желнов: Да, вот как раз по поводу исправить. После субботней акции, вы ее видели, которая была достаточно жестко подавлена, несанкционированная акция, безусловно, но тем не менее ответ был непропорционален, даже учитывая, что это несанкционированная акция. После этого, как вы считаете, к вам прислушаются? А если нет, зачем тогда писать эти письма?

Дубровина: Обязательно надо выражать свою позицию. Необходимо формулировать то, о чем мы хотим, о чем мы кричим, что мы хотим изменить, потому что если это не будет вовне произведено, так и на что тогда ориентироваться кому? Если сказать, что может какая-то молниеносная реакция быть со стороны Центральной избирательной комиссии или других органов, это вряд ли. Это достаточно инертные органы. Но я не думаю, что они, скажем, совсем отмахнутся и не обратят на это внимание, быть может, в будущем, быть может, сейчас при рассмотрении вопросов. Я очень надеюсь, что они должны на это среагировать, хотя практика показывает иное.

Вот сейчас кандидаты, подписи которых забраковали, обращаются в апелляционную инстанцию, в Центральную избирательную комиссию, допустим, да, все-таки еще надеясь, что их там выслушают, рассмотрят, может, даже вернут в строй кандидатов. Но им выкатывают новые требования, новые нарушения видят в их листах. Это совершенно незаконно, на мой взгляд, и даже противоречит прямым указаниям закона, но тем не менее это существует.

Малкина: Как вы думаете, точка невозврата со стороны мэрии и Мосгоризбиркома пройдена или нет? Особенно в свете того, что сегодня сказал в своем интервью «Российской газете» глава Мосгоризбиркома Валентин Горбунов.

Желнов: Он сказал, что эта радикализация протеста ― это способ обкатать эти технологии к 2021 году, чтобы вообще отменить подписи на выборах в Госдуму. То есть цель оппозиционеров ― это не Мосгордума, а отмена подписей на выборах в Госдуму в 2021 году. Как вы считаете, как вы оцениваете эти слова Горбунова, главы Мосгоризбиркома?

Дубровина: Я вообще не хочу их оценивать. Я хочу высказать свою позицию, думаю, ее разделяют многие. 3% подписей, которые установил закон местный, московский для сбора ― это само по себе провокация, потому что собрать такое количество в такой период невозможно. И поэтому Мосгоризбирком сам, скорее всего, это они были инициаторы, скажем так, он сыграл роль провокатора вот этих всех недовольств.

И когда даже я наблюдала вот эти проверки подписных листов, я говорила: «Что вы делаете? Что вы делаете? Вы повторяете 2011 год. Именно вот эти вещи людей вывели на Болотную площадь, и вы опять это говорите». Потому что было понятно, что они идут по тому же самому сценарию, только, может быть, еще более жесткому.

Поэтому я полагаю, что все должны задуматься, что нам вообще необходима реформа избирательной системы, системе избирательных органов необходима реформа, потому что избирательные комиссии показали свою несостоятельность полную. Они не могут ни решать вопросы, ничего, ничего. Вот сейчас ЦИК на одно из наших открытых писем ответил «Яблоку», членом политкомитета которого я являюсь, мы тоже направили письмо, они просто отписку нам прислали, и все.

Поэтому необходимо реформировать избирательное законодательство в части, касающейся выдвижения и регистрации. Она должна быть абсолютно прозрачна и справедлива. Избирательные органы должны быть иные, наряду с избирательными комиссиями должны быть иные органы, которые будут уравновешивать все вот эти административные ресурсы, и так далее. В партии «Яблоко» это есть, у нас есть целая концепция реформирования избирательной системы. Если мы к 2021 году придем с такой же самой системой органов, вот этот сбор подписей ― все, лучше не будет, будет хуже. И ни при чем здесь никакая репетиция, они сами это, скажем, провоцируют.

Фото: Елена Дубровина / Facebook  

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Другие выпуски