«Они нас убивают и зарабатывают деньги»: как малая родина Чайковского превращается в мусорный мегаполис

20/10/2017 - 00:15 (по МСК) Ксения Назарова, Анна Монгайт

Жители подмосковного Клина и окрестных деревень уже несколько месяцев ведут бой с разрастающейся свалкой, которая стала резко увеличиваться в размерах после закрытия нескольких крупных мусорных полигонов в Балашихе, Пушкине и Чехове. Теперь все отходы, которые не попадают на эти свалки, закрытые, в том числе, и по распоряжению Владимира Путина, отправляются в Клин. Как малая родина Чайковского превращается в мусорный мегаполис, разобралась Ксении Назаровой. 

— Как вы с голодом справляетесь?
— Воду пью!


В подмосковном Клину продолжаются голодовки. Местный житель Рашид показывает — в машине кроме термоса с горячей водой и георгиевской ленты для поддержки духа ничего нет. Рашид и другие активисты требуют закрыть свалку, от которой задыхается весь город, но пока результата ноль: даже из администрации города к протестующим никто не вышел.
«У меня двое детей, жена, у жены родственники. Они коренные жители. Я не могу на это молча смотреть - они нас убивают, зарабатывают деньги. Запах чувствую, у детей аллергия, можете проверить!», — рассказал Рашид.

Алексинский полигон всего в нескольких километрах от города, при восточном ветре весь Клин накрывает резким запахом. Вокруг полигона — буквально в 500 метрах — несколько деревень. Здесь люди не только чувствуют, но и слышат свалку — и днем, и ночью.

Мусоровозы буквально прорывают цепочку людей, которые перегородили дорогу на полигон. Клинский районный суд принял решение закрыть свалку на 90 суток, но уже ночью после этого решения туда снова двинулись машины. Оказывается, почти сразу после заседания председатель отозвал решение суда

Полигон эксплуатирует некая компания ООО «Комбинат», ее соучредители через ряд компаний связаны с бывшим главой Клина Валерием Постриганем. Впрочем, сами клинчане утверждают, что свалка начала расти как раз после его ухода и назначения на должность Главы Алены Сокольской. Если раньше мусор везли только из города и района, то теперь со всего Подмосковья и Москвы. Об этом говорят и логотипы компаний на мусоровозах. Клинчане установили дежурства около свалки - они записывают номера въезжающих мусоровозов и фиксируют их количество

«Там полнейший беспредел, по мнению жителей, творится. Вместо 74 положенных в сутки проезжают более 700 машин! То есть это катастрофичные цифры и ОБЭП никак не препятствует», — рассказала местная жительница-активистка Ирина Чеканова.

Глава Клина Алена Сокольская на приеме объясняет жителям окрестных сел, что они думают только о себе, а от закрытия свалки пострадают все клинчане: «Я представляю интересы всех жителей, а не только части жителей Новощапово, которые сейчас приведут к тому, что жители всего микрорайона и района начнут вываливать мусор в лесополосу — это передергивание!».

Муж Алены Сокольской — бывший прокурор Клина и потом зампрокурор Москвы Александр Козлов. Сейчас прокурор Козлов служит в Туле. Еще один бывший клинский прокурор Эдуард Каплун теперь глава администрации города Клин. И Каплун, и Козлов были фигурантами дела об игорном бизнесе, Каплун даже какое-то время был в бегах. Впрочем, обвинения им предъявлены не были. Однако тихий провинциальный Клин называют прокурорским городком не только поэтому — в какой-то момент за его активное благоустройство взялся Игорь Чайка — сын генпрокурора Юрия Чайки: «Мы нацелены на создание правильных общественных пространств, общественные пространства — это ведь не только парки, это и пешеходные зоны, и набережные, и вся городская инфраструктура, и облик города. Сейчас от жителей поступает запрос на это», — заявлял он ранее.

В своем расследовании о семье Чайки Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального рассказал о том, что Игорь Чайка имеет интересы в мусорном бизнесе: якобы аффилированные с ним компании занимаются вывозом мусора на Севере и Северо-Востоке Москвы. Мы не знаем, связаны ли как-то между собой эти факты, но каждый горожанин хорошо помнит, как Чайка обещал превратить Клин в Зальцбург. Теперь с окраин подмосковной австрии видно выросший мусорный полигон, а над ним и окрестными деревнями в поисках наживы кружатся птицы со свалки.

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски