Обыски, аресты и иски от Минюста: как власть давит на Алексея Навального перед акцией 28 января

22/01/2018 - 22:07 (по МСК) Илья Шепелин, Антон Желнов

Ксения Собчак собрала необходимые для выдвижения в президенты 100 тысяч подписей. В тот же день, 22 января, штаб Владимира Путина подвел итоги своей кампании — действующий президент заручился поддержкой 1 миллиона 600 тысяч граждан, хотя достаточно было и 500 тысяч. Тем временем незарегистрированный кандидат Алексей Навальный пытается навязать свою повестку — он призывает бойкотировать выборы и выйти на несогласованную акцию 28 января. В 14 городах в штабах Навального прошли обыски — изымали листовки и газеты, чтобы проверить их на экстремизм. 22 января Мещанский суд Москвы удовлетворил иск Минюста и ликвидировал фонд «Пятое время года», который обеспечивал работу избирательных штабов Навального. О давлении на «неудобного» кандидата и его сторонников — Илья Шепелин.

На этой неделе активисты десятков российских городов готовятся к акции по забастовке президентских выборов в России. Вместе с оппозиционерами подготовительные работы начали и сотрудники правоохранительных органов. В Тюмени заподозрили в экстремизме листовки «Выборы без конкуренции — это не выборы». Чтобы изучить эту нехитрую надпись на конституционность, местным экспертам потребуется несколько месяцев. Как показывает опыт, агитацию вернут после — когда выборы уже закончатся.

Все обыски проходят примерно одинаково: полицейские аккуратно заклеивают или вовсе скручивают камеры наблюдения в штабах и приступают к изъятию листовок и техники. Свои телефоны и компьютеры активисты в следующий раз могут увидеть через месяцы, а то и годы, а пока с их техникой будут знакомиться полицейские.

Впрочем, кому-то уделяют больше внимания, чем остальным: в Пскове, например, вместе с оперативной группой поддержать закон пришли даже сотрудники ФСБ. А в Ростове-на-Дону и вовсе на стали выдумывать и на всякий случай пару оппозиционеров арестовали. А 22 января к волонтерам в Ростове-на-Дону обратился не их лидер, а районный судья. Он приговорил двоих сотрудников штаба к штрафам в 75 тысяч и 250 тысяч рублей, а еще двоих подверг 8 и 10 суткам ареста. Они теперь в лучшем случае за уличной акцией будут следить из изолятора. Потому что провели инициативную группу по выдвижению Алексея Навального в президенты.

Раньше полиция практиковала превентивный арест листовок — на почте, пока их даже никто не получил. Но теперь можно заранее арестовывать и потенциальных участников митингов: «Сотрудники полиции приходили даже за посылками с листовками, которые были адресованы нашим координаторам, чтобы не допустить распространение этих самых листовок. То есть, мы регулярно сталкиваемся с таким давлением, когда в один момент набрасываются на кучу штабов — сейчас то же самое. За эту неделю порядка 15 штабов подверглись обыскам», — рассказал пресс-секретарь кампании за забастовку избирателей Руслан Шавединов.

Весь прошлый год Алексей Навальный, пока не находился под арестом в изоляторе, колесил по России, проводя митинги, в надежде, что массовость этих собраний вынудит зарегистрировать его кандидатом в президенты. Не зарегистрировали. И президентская кампания Навального превратилась в антипрезидентскую. Вряд кто-то сомневается в исходе голосования, а значит и у Навального остался только один выход — постараться объяснить как можно большему количеству людей, что такие выборы не стоит воспринимать всерьез. Полиция эту стратегию уже оценила: «Это оценка нашей работы. Мы эффективно работаем, значит, что боятся нашей акции и понимают, что наши требования разделяет огромное количество граждан», — считает Руслан Шавединов.

Кроме рейдов по штабам, сегодня был нанесен и другой удар: 22 января суд ликвидировал фонд, который собирал пожертвования, шедшие на зарплаты команде Навального и листовки: «Сегодня суд решил закрыть наш фонд "Пятое время года". Но у нас есть 30 дней на обжалование, мы обязательно будем его обжаловать, мы считаем его незаконным, считаем, что оно принято, чтобы остановить работу наших штабов. Чтобы помешать нам проводить акцию 28 января. Так как именно из этого фонда оплачивались листовки, сцена в городах, где запланированы митинги», — рассказал Руслан Шавединов.

В большинстве городов России акция 28 января разрешена властями. В Москве мэрия отказалась предоставлять площадку в центре.

Другие выпуски