«А завтра мы узнаем, что ракетные боеголовки украдены». В России обокрали «самолет Судного дня»

08/12/2020 - 21:30 (по МСК) Валерия Ратникова

В Ростовской области украли электронное оборудование из секретного самолета Ил-80, который называют «самолетом судного дня», так как предназначен для управления вооруженными силами в условиях ядерной войны. В Таганрог на авиазавод им. Бериева воздушный корабль прибыл для замены смазки на штоках амортизаторных стоек шасси. Подробности — в материале Валерии Ратниковой. 

Вадим Лукашевич, авиаэксперт, кандидат технических наук: Это совершенно аховая ситуация. Я ее приравниваю к тому, что в самом деле, допустим, завтра мы узнаем, что какие-то ракетные боеголовки украдены или, допустим какая-то группа злоумышленников проникла куда-нибудь там на Ленинградскую атомную станцию и раскурочило блок управления. 

Ил-80 — это так называемый самолет «судного дня», воздушное судно, с которого президент вместе с министром обороны будет руководить войсками на случай, если кто-то из ядерных держав все же нажмет на красную кнопку.

Павел Фельгенгауэр, военный обозреватель «Новой газеты»: Это придумали американцы. Идея такая: ядерная война, на Земле все горит, а самолет летает в глубине собственной территории, территория у Америки большая, но у нас, в принципе, еще больше того, и там он в достаточной безопасности. Но раз есть у американцев, сделали и у нас. 

Таких самолетов всего четыре, и вот из одного из них воры украли радиооборудование. Предположительно — 39 радиостанционных блоков и еще пять электронных плат. В них много драгоценных металлов — золота и серебра, но именно такие радиостанции — по сути главное что нужно для управления в командном пункте. Как их восстановить — отдельные вопрос, такого оборудования уже не выпускают, разве что старые образцы остались на складах.

Внутреннее наполнение самолета — государственная тайна. Но снаружи у него никакой специальной брони нет, Ил-80 сделан на основе пассажирского самолета Ил-86, который выпускали еще с советских времен, с 80-х годов. Внешне различия сразу видны — почти нет иллюминаторов и люков, чтобы во время ядерной атаки уменьшить риски для тех, кто внутри, а сверху — над кабинкой экипажа «горб». Там спрятаны антенны — как раз для радиооборудования. 

Вадим Лукашевич, авиаэксперт, кандидат технических наук: Взяли там какие-то переносные терминалы, средства связи, с которыми как раз можно ходить по салону, вне салона и так далее. То есть это именно средства связи, то, что можно было унести, то, что не привинчено, не прикручено. Это могут быть телефонные трубки, могут быть какие-то блоки аппаратуры, это могут быть чемоданчики для связи. Это полностью автономная машина с расширенными характеристиками, при этом на борту и руководство страны, и боевые офицеры, и управление Вооруженных сих. И всем этим людям созданы все необходимые условия для работы и для комфортного пребывания там. 

Минобороны регулярно отчитывались о модернизации Ил-80 — это логично, меняется вооружение, меняется и пункт командования всеми видами войск. Правда в октябре этого года ТАСС со ссылкой на свой источник в самолетостроительной отрасли сообщал, теперь воздушные командные пункты перенесут с Ил-80 на Ил-96-400М. Эти самолеты очень похожи, но последний может летать дольше, дозаправка ему нужна реже, что в условиях ядерной войны очень важно.

Павел Фельгенгауэр, военный обозреватель «Новой газеты»: Хороший в общем самолет. На нем стоят довольно прожорливые украинские двигатели из Запорожья — это значит, что он долго так уж летать не может. Когда вот такие Ил-76-е летали в Америку, мне даже пришлось как-то в начале 90-х, по-моему, по маршруту Москва — Нью-Йорк, то делали две посадки для дозаправки: одну в Ирландии, одну в Канаде, на острове Ньюфаундленд. Значит надо заправляться в воздухе. При этом в Америке заправка в воздухе очень хорошо отработана — это у них носит массовый характер, у них все дозаправляются в воздухе. А у нас дозаправка в воздухе — за это медаль дают чуть ли не каждый раз, потому что танкеров этих Ил-78-х очень мало, они на основе транспортника Ил-76, они очень большую турбуленцию создают, поэтому, в общем, это серьезная операция. Ну и потом аэродромная сеть в России, она где-то на порядок меньше, чем в Америке.

Когда Ил-80 вскрыли воры, он находился на ремонте в Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Бериева. Разработки комплекса еще этой осенью очень хвалила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко — она приехала на предприятие.

Валентина Матвиенко, председатель Совета Федераций: Это, можно сказать, наше национальное достояние. Были разные времена, проблемы и трудности еще сохраняются, тем не менее идет такой этап возрождения этого прославленного предприятия благодаря усилиям и Правительства России, и авиационно-судостроительной корпорации, и благодаря усилиям губернатора Ростовской области, который всегда очень большое внимание уделяет и конкретному предприятию, и в целом развитию промышленного комплекса. Это не может не радовать. 

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс — режимный объект. Из данных госзакупок следует, что предприятие вложило 24 миллиона рублей в охрану аэродрома, на котором находился Ил-80. Тем не менее в самолет смогли попасть воры.

Дмитрий Литовкин, военный эксперт: Это в общем-то очень серьезные вещи и не только для того человека, который вскрыл этот самолет, потому что он наработал себе срок лет на 20 уже, по самому факту того, что он вскрыл этот самолет, но это еще и для тех людей, которые занимаются охраной объекта. Вопрос, наверное, не в ошибке, вопрос — в безалаберности и в русском авось. Следствие, наверное, найдет человека, который вскрыл самолет, и вполне возможно, что он может оказаться сотрудником предприятия, который посчитал, что если машина пришла на модернизацию, то с нее снимут оборудование, которое подлежит утилизации.

При этом только за последний год к научно-техническому комплексу подали несколько десятков исков, причина чаще всего такая: ненадлежащее исполнение обязательств по договорам поставки или подряда. Среди истцов есть и Минобороны. Военное ведомство, например, потребовало с предприятия больше 184 миллионов рублей.

Кроме того, судьба предыдущих руководителей комплекса печальная — одного бывшего гендиректора суд приговорил к двум годам заключения за то, что он потратил на свои нужды деньги, выделенные Минобороны на строительство самолетов, а другого экс-гендиректора — к трем годам заключения за превышение полномочий.  

Но главным вопросом теперь остается — в каком состоянии находится наша национальная безопасность, если воры так легко могут обокрасть один из главных командных пунктов на случай ядерной войны.

Вадим Лукашевич, авиаэксперт, кандидат технических наук: Мы можем сейчас задаваться вопросом: а что у нас происходит, допустим, на складах с ядерным оружием, а что у нас происходит в других боевых пунктах управления? Ведь этот самолет — это просто воздушный командный пункт, но есть еще подземные бункеры и прочее. То есть вот то, что является основой выживания, ведения боевых действий страны в условиях ядерного конфликта высшим руководством. То что вообще происходит вот там?  

Фото на превью: ASSOCIATED PRESS

Также по теме
    Другие выпуски