«Беркутовцы» и харьковские террористы: почему обмен пленными между ДНР, ЛНР и Киевом вызвал протесты

30/12/2019 - 20:32 (по МСК) Антон Баев

Украина и самопровозглашенные ДНР и ЛНР обменялись пленными, хотя в Киеве этот обмен вызвал очень много вопросов. С одной стороны, это первый обмен за два года. Украине удалось освободить 76 человек в обмен на 124. С другой — в списке для обмена попали пятеро бывших «беркутовцев». Их подозревают в расстрелах участников Евромайдана в феврале 2014 года. Активисты пытались блокировать СИЗО, в котором содержались трое из них, были столкновения с силовиками. Кроме бывших сотрудников «Беркута», в списке оказались осужденные за организацию теракта в Харькове в феврале 2015 года. Тогда в результате взрыва погибли четыре человека. Антон Баев — о том, кто же все-таки был в списках с обеих сторон.

«Мы с вами говорим „могли бы“, а мы возвращаем живых людей. Я вам больше скажу, если бы у меня было еще сто беркутовцев и мне предложили бы одного разведчика, одного — я бы им отдал сто беркутовцев и вернул бы живого разведчика», — эту речь президент Украины Владимир Зеленский произнес в воскресенье вечером прямо на взлетной полосе на фоне Ил-76МД, из которого вышли 76 человек. Все они вернулись домой в результате первого за два года обмена между самопровозглашенными республиками и Киевом. В обратном направлении отправились 124 человека.

Примирительная речь Зеленского — попытка объяснить украинцам, почему Киев отпустил пятерых «беркутовцев». Бойцов подразделения подозревали в расстреле участников Евромайдана в 2014 году. Например, «беркутовец» Олег Янишевский даже успел повоевать на востоке Украины и стать ветераном АТО.

Также с «беркутовцами» отпустили и троих организаторов теракта в Харькове в первую годовщину Евромайдана. В результате взрыва погибли четверо.

Из-за странного размена в Киеве пытались заблокировать СИЗО, в котором находились «беркутовцы». Но задержать их протестующим не удалось.

Несмотря на это, по словам сторон, Киев и Донбасс ждут новые обмены. Сейчас они уже формируют новые списки.

«Да, мы договорились, что мы первым делом меняем, а если называть своими именами, освобождаем всех подтвержденных на всех подтвержденных, мы меняем. Другие люди пока не подтверждены, но у нас есть информация, что есть еще немало, скажем так, украинцев, которые находятся на оккупированных территориях, и в России, и в Крыму. Мы работаем над этим», — сказал Зеленский.

Окончательное количество задержанных с обеих сторон неизвестно. Но представители республик считают, что в украинских тюрьмах все еще находятся более 500 человек. Другая сторона настаивает на освобождении почти сотни пленных по «списку Сенцова». Возможно, их включат в следующие списки. Но когда состоится новый обмен неизвестно.

Родион Мирошник, представитель ЛНР в минской группе: Последние два года не было обмена. Вина за это лежит полностью на стороне Киева. Я замечу, что семь месяцев этого не происходило уже при Зеленском. Хотя в 2017 году, когда был приведен обмен, мы были готовы провести обмен уже через месяц-полтора. Сейчас у нас есть еще достаточно большой список людей, который Украина должна верифицировать. На это потребуется некоторое время. Мы считаем, что с украинской стороны находится еще где-то до 500 человек, которые могут принять участие в обменах.

Это уже вторая договоренность между Путиным и Зеленским, которую удалось выполнить. До этого страны пришли к договору о транзите газа. Переговоры по этому поводу закончились накануне, однако финальные документы еще не подписаны.

Минские соглашения ждут еще много пунктов: прекращение огня, выход за линии разграничения, переговоры об особом статусе. Однако говорить о переломе, несмотря на позитивные сигналы, еще рано.

Владимир Фесенко, украинский политолог: Появился фактор, который сдвинул процесс с мертвой точки — это Владимир Зеленский. Есть еще один важный пункт, который будет главным фактором дальнейшего мирного процесса, — это прекращение огня. Главные проблемы связанны с политической частью Минских соглашений и выполнением проблемных моментов обеспечения безопасности — я имею в виду вывод российских военных из зоны конфликта и вопрос о границе. Вопрос об особом статусе — это почти неразрешимая проблема.

Пока Москва и Киев в рамках нормандского формата и вне его решают судьбу самопровозглашенных республик, на востоке Украины год будут встречать в состоянии войны. Но для 200 человек все закончилось — сейчас они в больницах, у психологов или уже дома, ждут Новый год.

Фото: Zuma\TASS

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски