Новые три миллиарда подполковника Черкалина: почему потерпевшие по его делу изменили свои претензии к бывшему силовику

В московском гарнизонном военном суде продолжают рассматривать дело бывшего подполковника ФСБ Кирилла Черкалина. Он работал в одной из самых влиятельных структур ФСБ — в службе экономической безопасности (в управлении, которое курировало банки) — и теперь обвиняется в получении взятки на 850 тысяч долларов и мошенничестве на сотни миллионов рублей. При этом подполковник пошел на сделку со следствием, согласился со всем обвинениями и совсем скоро может услышать приговор. На заседании побывала Валерия Ратникова и рассказала о новых подробностях дела.

Дело бывшего подполковника службы экономической безопасности ФСБ Кирилла Черкалина, которого теперь обвиняют в миллионных взятках и мошенничестве, идет к завершению. Дело рассматривают ускоренно и в особом порядке, потому что Черкалин полностью признал вину и пошел на сделку со следствием — рассказал о неизвестных раньше преступлениях бывших сослуживцев по ФСБ и теперь может получить не больше двух третей от возможного срока. По самому серьезному обвинению ему могло грозить до 15 лет тюрьмы.

Большинство запомнили дело Черкалина по новостям о том, что у бывшего подполковника ФСБ нашли при обысках 12 млрд рублей. По другой версии, эта сумма была найдена у него и других фигурантов дела. Годовой доход Черкалина тогда составлял два миллиона рублей. Откуда у силовика миллиарды в пакетах, следствие не выясняло. Как заявила прокурор, раз Черкалин признал деньги своими, выяснять их происхождение не нужно. В итоге в доход государства обратили всего 6,5 миллиардов.

На процессе 13 апреля прозвучали новые намного большие суммы. Потерпевшие от коррупции Черкалина потребовали взыскать с него и в будущем других фигурантов его дела больше 19 млрд рублей. Как считает следствие и подтверждает сам обвиняемый, Кирилл Черкалин вместе со своими коллегами службы экономической безопасности ФСБ — полковником Дмитрием Фроловым и оперативником Андреем Васильевым и еще двумя банкирами — обманули бизнесмена Сергея Гляделкина и его партнера на более чем 600 миллионов рублей.

До 2005 года Гляделкин возглавлял госпредприятие, курирующее стройки в Москве, потом стал совладельцем группы компаний «Авеню» и инвестировал в строительство. С Черкалиными и его коллегами Гляделкин столкнулся 10 лет назад, когда инвестировал в застройку района Левобережный. И вместе со своим партнером Игорем Ткачом и еще двумя банкирами через фирму «Юрпромконсалтинг» хотел продавать там недвижимость. Но банкиры оказались недобросовестными и через свои связи в ФСБ захотели забрать у Ткача и Гляделкина половину доли компании. Черкалин вместе с коллегами убедили Гляделкина, что ему грозит уголовное дело и тот отдал их с Ткачом долю недобросовестным банкирам.

Теперь потерпевшие помимо компенсации своей доли в компании (более 600 млн рублей) требуют у Черкалина и коллег по ФСБ компенсировать упущенную выгоду от продажи квартир более чем на 19 млрд.

Главное и самое интересное в деле Черкалина — это связи банкиров с ФСБ. Во-первых, у подполковника появился еще один эпизод в деле — получение взятки. Черкалин примерно два года ежемесячно получал по 50 тысяч долларов от совладельца банка «Транспортный», занимавшегося непрозрачными схемами. Взамен он сообщал банку сведения из ЦБ о возможных проверках, подсказывал, как решить проблемы, хотя банк недобросовестно выдавал кредиты. И потом принес миллиардные убытки кредиторам.

Во-вторых, сам Черкалин рассказал о подобных же преступлениях еще нескольких своих коллег, против которых сейчас ведут уголовные дела.

В-третьих, сразу после ареста Черкалина у изданий «Проект» и The Bell вышло большое расследование о том, как сотрудники управления «К» службы безопасности ФСБ, которое занимается банками, страховыми компаниями, пенсионными фондами, в котором работал Черкалин, брали фиксированные взятки или проценты от обналичивания денег у владельцев банков, которые занимались выводом средств и недобросовестным кредитованием.

Откуда взялись миллиарды у Черкалина дома? Как писали «Открытые медиа», якобы еще во время следствия подполковник рассказывал, что найденные миллиарды — это деньги Валерия Мирошникова, замглавы Агентства по страхованию вкладов. Именно через эту структуру проходили банки с огромными финансовыми дырами из-за недобросовестных операций, именно этому Агентству ЦБ выделял миллиарды на компенсации вкладчикам и санирование банков, и именно Агентство, судя по расследованию «Медузы», зарабатывало на том, что ЦБ был готов вкладывать огромные деньги, лишь бы расчистить рынок от непрозрачных банковских структур. Раньше говорили, что Мирошников из АСВ проходил свидетелем по делу Черкалина, но теперь о нем ничего не известно, он исчез где-то за границей сразу после ареста подполковника.

Скоро Кириллу Черкалину огласят приговор, но явно в этом деле всех ответов мы не получим.

Фото: Иван Водопьянов/Коммерсантъ

Также по теме
    Другие выпуски