Новые песни о главном: джаз умер, рэп завоевал США, и как украинские исполнители аннексировали Россию

22/01/2018 - 21:55 (по МСК) Влад Пушкарев, Антон Желнов

Один снимок из космоса может рассказать о состоянии российской экономики больше, чем весь Центр стратегических разработок бывшего министра финансов Алексея Кудрина. Карта ночной Земли наглядно показывает, как человеческая активность и деньги распределены по планете. Владислав Пушкарев изучил карту музыкальных предпочтений — что слушают в Америке и как рэперы и украинские исполнители поделили между собою Россию?

Мировая музыкальная карта мира прошлого года показывает отношения между странами со всеми тонкостями и странностями. Тут вам и пример крепкой японо-корейской дружбы — вся страна слушает одну и ту же песню своих друзей из Южной Кореи — группу Twice, пока их соседи из Северной Кореи обиженно выглядывают из-за стены. Здесь вам и странный казахский вкус, чем дальше от границы с Россией, тем отчаянней публика. Главный хит прошлого года в Казахстане, если верить карте — хит пятилетней давности южнокорейского исполнителя PSY Gangnam Style. На этом фоне даже Сирия выглядит посвежее: лидер их YouTube-чарта— хип-хоп собственного производства. Пока без клипа.

А теперь плохие новости для Игоря Ивановича Сечина. Как главному поклоннику африканских ритмов, музыкальных импровизаций и медных труб, сообщаем — джаз умер. Еще три года назад музыкальная карта от Google точно зафиксировала смерть этого жанра и перерождение хип-хопа и рэп-культуры. Еще пока держится рок, но кто знает, сколько песен вроде Despasito выдержат стареющие монстры легендарной культуры: «Тут я согласен с некоторыми депутатами Госдумы. Во всем виновата Америка. Что они выбирают, то и становится популярным. Выбрали бы они другое направление — было бы по-другому», — считает музыкальный критик и журналист Артур Гаспарян.

Теперь ностальгировать о былых временах, когда популярными были Элтон Джон и группа Led Zeppelin становится просто неприличным. В лучшем случае вас назовут ретроградом, а в худшем — безнадежным хипстером. Почти вся Европа без боя сдалась рыжему британцу Эду Ширану. Пала Германия, Прибалтика, Швеция и после ожесточенных боев — Италия. Остановить рыжего гегемона удалось только Франции — там пляшет и поет певец с ласкающим русское ухо именем Kalash.

И только у России и Украины свой особый, отличный от Европы путь. Если подсчеты портала The Pudding верны и пользователи украинского YouTube не разделяют европейский музыкальный вкус, то выходит, что все напрасно? И курс на западную демократию на Украине сбился на втором куплете песни Эда Ширана? Музыкальный критик Артур Гаспарян не видит в этом политического подтекста. Все оказывается гораздо проще: «Хип-хоп — это музыка со словами. Это очень важно. Содержательную часть очень любят везде. Вот Басту любят в России, он возглавляет все чарты. Но Ширан, который очень популярен на Западе, поет на английском языке. А его у нас и на Украине не очень многие знают».

Песня «Тролли» украинской группы «Время и Стекло» стала самой популярной песней не только на Украине, но и в России. Как будто у нас своих троллей не достаточно: «Украинские артисты гораздо креативнее, чем наши — российские. Все наши федеральные каналы ротируют одних и тех же артистов. Они кочуют уже не с канала на канал, а из передачи в передачу», — считает музыкальный критик Владимир Полупанов.

Полупанов уверенно наступает на старую больную мозоль российского шоу-бизнеса. Как и в политике, там тоже есть свои президент, премьер-министр и оппозиция — такая же смелая и уверенная, как и в Государственной думе. Они проводят свои учения в Латвии — конкурс «Новая волна», получают государственные награды и строят продюсерские империи.

Проблема российского шоу-бизнеса — он слишком политизирован. Согласитесь, странно было бы увидеть церемонию награждения заслуженного артиста Америки Jay-Z в Вашингтонском дворце съездов: «Все хотят быстро заработать деньги прямо сейчас, и никто не хочет вкладывать в будущее и в форматы», — считает Артур Гаспарян.

Вот мы и опять скатились до наших внутренних проблем. Хотя начинали с мировой музыкальной карты. В Китае YouTube заблокировали еще в 2008, и с тех пор он не вылезает из бана. В России пока работает. И если мерить популярность песен исходя из площади стран — «Розовое Вино» Федука c Элджеем и «Троллями» группы «Время и Стекло» становятся главными хитами прошлого года в мировом чарте.

Фото: Reuters

Другие выпуски