История «ночного губернатора» Петербурга Барсукова (Кумарина)

От вышибалы в баре до осужденного за убийство
18/08/2016 - 23:56 (по МСК) Маргарита Журавлева

Санкт-Петербургский городской суд приговорил предполагаемого основателя Тамбовской ОПГ Владимира Барсукова (Кумарина) к 23 годам колонии строго режима по делу о покушении на владельца Петербургского нефтяного терминала Сергея Васильева и убийстве его охранника. Маргарита Журавлева рассказала историю «ночного губернатора» Петербурга — от вышибалы в баре до осужденного за убийство.

Журавлева: Человек в полосатой футболке — это подельник Барсукова (Кумарина). Сам криминальный авторитет справа, в темной кофте с капюшоном, он традиционно прячет лицо от камер. С учетом всех предыдущих приговоров, он должен провести в колонии 23 года. Его арестовали еще девять лет назад, и этот срок будет учтен при исполнении наказания. Владимиру Барсукову (Кумарину) 60 лет, он родился в Тамбовской области и после школы отслужил в армии, и уехал в Ленинград поступать в институт, который через некоторое время бросил. Журналист Евгений Вышенков, в прошлом сотрудник Уголовного розыска, знакомый с Кумариным, рассказывает почему.

Евгений Вышенков, заместитель главного редактора издания Фонтанка.ру: До него доходит очень простая истина такого развитого социализма. Он понимает, что если он будет зубрить науку, вкалывать, то он получит, станет инженером, он получит 110 рублей, потом эти 115 рублей, и через 15 лет он получит шесть соток и свои «Жигули» в лучшем случае.

Журавлева: Кумарин становится вышибалой в барах, а через некоторое время — барменом.

Евгений Вышенков, заместитель главного редактора издания Фонтанка.ру: И вокруг себя он постоянно, он организатор, он вокруг себя постоянно собирал коллективы.

Журавлева: Вы тогда с ним познакомились?

Евгений Вышенков, заместитель главного редактора издания Фонтанка.ру: Да, тогда. Как? Знали друг друга, слышали. Тогда не было тамбовских, казанских, это бред все, были спортсмены.

Журавлева: Еще через некоторое время он был осужден за хулиганство и хранение патронов и вышел условно-досрочно. После этого к нему приезжают его земляки и якобы просят помочь им крутить наперстки.

Евгений Вышенков, заместитель главного редактора издания Фонтанка.ру: Он сразу понимал, что нужно что-то... Что такое центр города? Что центральный кабак, он всегда дороже и статуснее, чем новостройки, то есть он хорошо мыслил. При этом он абсолютно не похож на всех визуально, то есть он, если мы посадим всех героев 90-х, то именно на Кумарина можно сказать: «Слушайте, а как этот молодой человек здесь оказался?».

Журавлева: Постепенно многие криминальные вопросы в городе стали замыкаться на Кумарине. К тому же, Невзоров, Александр Невзоров, ведущий программы «600 секунд», начал выпускать репортаж за репортажем об ужасных тамбовцах. «Для нас это было как реклама», - пишет Кумарин в своей автобиографии. Постепенно за тамбовских взялись и правоохранительные органы. В 1990 году Кумарин получил срок и на свободу вышел в 1993-м, взялся за бизнес. Через год на него было совершено покушение, со множественными ранениями его доставили в больницу. Около месяца он пролежал в коме, ему ампутировали руку, а затем отправили на лечение в Германию. В 1995 году он сменил фамилию на Барсуков — это девичья фамилия матери — вернулся в бизнес и решил сосредоточиться на энергетике.

Евгений Вышенков, заместитель главного редактора издания Фонтанка.ру: Если одни смотрят на бензоколонку, что я тут могу всегда заправиться, а, кстати, можно жарить шашлыки, то Кумарин смотрит на бензоколонку и спрашивает: «Если она есть, то кто-то туда что-то дает». И он идет по этой цепочке и, в конце концов, создает очень мощную компанию, это действительно серьезная компания.

Журавлева: Постепенно в прессе все меньше пишут про тамбовское преступное сообщество и все больше про тамбовскую бизнес-группу. В 2000 Барсуков (Кумарин) даже обращается в суд с иском против «Российской газеты», которая назвала его «лидером тамбовской ОПГ», дело, правда, закончилось примирением сторон. В 2001-м Борис Грызлов, бывший тогда министр внутренних дел, назвал экономику Петербурга конгломератом промышленных, энергетических и торговых предприятий, контролируемых оргпреступностью, а криминальных тамбовских авторитетов — хозяевами города. Но еще примерно пять лет у Барсукова (Кумарина) все было хорошо. У него якобы был даже свой персональный кабинет в здании правительства Ленинградской области, и он даже числился помощником депутата Госдумы Александра Невзорова. Кумарин даже снялся в фильме Невзорова «Лошадиная энциклопедия» в роли Людовика XIV. Кроме того, Барсуков (Кумарин) финансировал создание подсветки над соборами Санкт-Петербурга, и за это его лично благословил Патриарх Алексей II. А Новодевичьему и Светлогорскому монастырям он дарил иконы. Правозащитник Ева Меркачева, посещавшая Барсукова (Кумарина) в следственном изоляторе, говорит, что он человек очень религиозный.

Ева Меркачева, зампред ОНК Москвы, спецкорр «Московского Комсомольца»: Я знаю, он обратил в православие всех заключенных, которые когда бы то в камере с ним ни сидели за эти годы, а девять лет он сейчас за решеткой. Рассказывали какие-то потрясающие истории про то, что когда у них изъяли все какие-то предметы культа, он сделал вообще из какой-то странной проволочки, которую где-то нашел, крестик, и с этим крестиком стоял ночью молился.

Журавлева: В 2007 году Генпрокурор Юрий Чайка заявил о раскрытии тамбовского преступного сообщества.

Юрий Чайка: Начав эту работу, мы сразу же столкнулись в Санкт-Петербурге с откровенным предательством служебных интересов, как со стороны своих сотрудников, так и со стороны некоторых чиновников, органов государственной власти, отдельных руководителей и оперработников правоохранительных органов.

Журавлева: Барсукову (Кумарину) якобы даже намекали, что его вот-вот задержат, но он так и не уехал. И через два года, в 2009-м, первый приговор — 14 лет колонии за мошенничество и рейдерские захваты, за вымогательство у хозяев торгового центра. С учетом первого неотбытого срока дали 15. Третье дело завершилось сегодня. Речь шла о покушении на совладельца Петербургского нефтяного терминала, во время которого погиб охранник бизнесмена.

Ева Меркачева, зампред ОНК Москвы, спецкорр «Московского Комсомольца»: Его общее состояние, оно такое, человека очень смиренного и смирившегося со своей судьбой. Он всегда говорил, что вряд ли его когда-нибудь выпустят в принципе из тюрьмы, что, скорее всего, он так и умрет за решеткой, вопрос только в том, сколько он сможет продержаться.

Журавлева: Кому может быть выгодно его несвобода, Барсуков (Кумарин) правозащитнику не говорил. Дальше лишь предположение: 15 лет назад американский «Newsweek» и итальянская «La Repubblica» писали о связи Кумарина с Владимиром Путиным, якобы они пересекались в то время, когда нынешний президент был председателем комитета мэрии Санкт-Петербурга по внешним связям. Более того, журналисты утверждали, что тамбовские контролировали российско-немецкую компанию «Шпак», консультантом которой был Путин, и якобы отмывали через нее деньги. На вопрос о знакомстве с Владимиром Путиным Барсуков (Кумарин) отвечал в письменном интервью правозащитнику Зое Световой.

Интервью Зое Световой для «Открытой России»: Через легенды пытаются разглядеть подлинное лицо человека, считая, что истина в жизни человека — не его дела, а легенды, которые его окружают. Не знаком я с Путиным Владимиром Владимировичем. Я говорю, как есть. Путина я видел несколько раз на соревнованиях дзюдо со зрительской трибуны. Он своего взгляда на мне не останавливал. А по телевизору вижу каждый день.

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Также по теме
    Другие выпуски