«Невиданный уровень со времен крымского консенсуса»: Екатерина Шульман объяснила, почему отложили закон о QR-кодах

14/01/2022 - 21:05 (по МСК) Валерия Ратникова

В Госдуме снимут с рассмотрения второй из двух резонансных законопроектов о QR-кодах в общественных местах и транспорте, об этом в своем телеграм‑канале сообщил Вячеслав Володин. Вице‑премьер Татьяна Голикова в свою очередь объяснила, что рассмотрение во втором чтении законопроекта лишь откладывается. Закон о QR‑кодах в общественных местах, если он все же будет принят, должен начать действовать с 1 февраля. Ранее в декабре в Госдуме сняли с рассмотрения закон о кодах в междугороднем транспорте и с тех пор к нему не возвращались. Судя по общественным опросам, большинство россиян отрицательно относятся к их введению. Какие могут быть дальнейшие действия законотворцев, и почему было принято решение о доработке законопроекта, узнали у политолога Екатерина Шульман.

«Последнее, что мы о нем знаем — это то, что в последнем чтении Дума приняла постановление, в котором довольно большое количество пунктов приписало правительству в качестве рекомендации, какие поправки нужно вносить ко второму чтению. Там довольно много всего. Там и про то, что переболевшие должны иметь возможность получить QR-код, и про то, что при наличии антител надо иметь тоже такое право, а также то, что QR-код должен выдаваться привитым иностранными вакцинами», — рассказала политолог. Слова Вячеслава Володина она объяснила тем, что он, скорее всего, имел в виду, что у законопроекта на данный момент нет новой даты рассмотрения. Екатерина Шульман также отметила, что ждать продвижения по вопросу QR-кодов стоит после 18 января, когда депутаты вернутся из регионов в Москву — именно тогда начнет заседать совет и комитеты, а также возобновятся пленарные заседания.

«Отрицательное отношение к QR-кодам достигает уровня невиданного со времен крымского консенсуса. По разным вопросам мы видим разные цифры, но до 75% респондентов говорят о том, что этого делать не надо. Граждан это раздражает», — добавила Шульман.

Полная расшифровка разговора:

Мы не первый раз уже с вами говорим о судьбе этих законопроектов и внимательно за ними следим, но я вас хотела сначала как специалиста попросить разобраться вместе с нами в этой всей юридической казуистике: сняли с рассмотрения, отложили. Что это значит? Будет ли вообще этот законопроект рассмотрен все-таки во втором чтении в Думе?

Еще со времен дебатов вокруг законопроекта о QR-кодах на транспорте я обратила внимание, что председатель Государственной Думы освоил выражение «снять с рассмотрения», которое внутри Думы и вовне обозначает совершенно разные вещи. Значит, применительно к думскому регламенту, ― это как раз тот случай, когда регламентные подробности имеют значение, ― снять с рассмотрения можно только отклоненный или принятый законопроект, а также тот законопроект, который отозван инициаторами. Отзыв инициаторами возможен до первого чтения. Ни один из этих двух законопроектов, внесенных правительством, с рассмотрения не снят, они находятся на рассмотрении в Государственной Думе, вы можете убедиться в этом, посмотрев на их паспорта в думской базе СОЗД, системе обеспечения законодательной деятельности.

Что произошло с транспортным законопроектом? Давайте о нем скажем, потому что тут немножко попроще. Он до первого чтения не дошел, в первом чтении не принят, и 13 декабря по просьбе профильного комитета он был отложен на неопределенный срок. Это значит, что его нет в календаре рассмотрения вопросов на ближайший месяц и новая дата рассмотрения не определена.

Что касается второго законопроекта, так сказать, основного, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, вот этот большой законопроект о QR-кодах, он с 16 декабря был принят в первом чтении. С тех пор с ним с точки зрения его продвижения в Государственной Думе ничего не произошло, не было никакого решения, например, совета Думы о том, чтобы его отложить.

Последнее, что мы о нем знаем, ― это то, что одновременно с принятием в первом чтении Дума приняла постановление, в котором довольно большое количество пунктов приписала правительству в качестве рекомендации, какие поправки нужно вносить ко второму чтению. Там довольно много всего, там и про то, что переболевшие должны иметь возможность получить QR-код, и про то, что при наличии антител надо иметь тоже такое право, а также что QR-код должен выдаваться привитым иностранными вакцинами. Это, еще раз повторю, рекомендации, которые Дума одновременно с принятием проекта в первом чтении, что называется, выносит правительству как инициатору, как автору этого законопроекта.

Дальше было написано, что поправки ко второму чтению принимаются до 14 января, то есть до сегодняшнего дня. Таким образом, профильный комитет аккумулирует эти поправки и дальше их распределяет по двум таблицам: те, которые он рекомендует к принятию, и те, которые он рекомендует к отклонению. Все, больше ничего не случилось. Ни снятия с рассмотрения, ни определения даты, ни ранней, ни поздней, никакой.

А как же Вячеслав Володин, который написал у себя в телеграм-канале? Я, конечно, понимаю, что официальный сайт Думы и телеграм-канал ― это разные немножко источники, но так или иначе.

Что имеет в виду Вячеслав Викторович Володин, когда он говорит, что снято с рассмотрения? Он имеет в виду, что не выносится на рассмотрение вот сейчас, нет новой даты. Это, может быть, тоже правда, хотя хотелось бы какое-то подтверждение этому видеть, например, решение совета Дума. Я думаю, что оно будет, когда Дума приступит к работе, потому что, понимаете, сейчас все эти разговоры происходят в неделю, когда депутаты находятся в регионах.

Дума вернется к работе с 18 января, начнет заседать совет, начнут заседать комитеты и будут пленарные заседания. Вот тогда профильный комитет идет в совет Думы и говорит: «Мы не готовы сейчас выносить это дело на второе чтение, просим перенести на куда-то». Тогда с ним будет, если это произойдет, пока этого не произошло и не могло произойти, потому что некому собираться пока, если это произойдет, то с этим законопроектом будет то же самое, что и с транспортным: он будет перенесен на неопределенный срок, но с рассмотрения, еще раз повторю, не снят. И в любой момент он может быть вынут из рукава и вынесен на второе чтение.

То есть пока рано радуются эти многочисленные комментаторы в телеграм-канале Володина?

Слушайте, радоваться или огорчаться ― тут у кого какая позиция. Кто-то считает, что, наоборот, правительство предъявляет преступную слабость и перед лицом очередной волны не желает вводить ту меру, которая может ее сдержать.

Да, это правда, удивительно это решение на фоне нового подъема.

Как-то считается, что от «омикрона» все равно не спасешься, все переболеют, после этого выздоровеют, кроме тех, кто умрет, и тут-то мы как-то и приобретем тот коллективный иммунитет, о котором было столько разговоров. Но это уже дело не законотворцев, а вирусологов, об этом рассуждать. Именно по, что называется, законотворческой части ситуация такая.

Тогда хотела вас попросить объяснить, что значат тогда эти сегодняшние выступления и Голиковой, и Володина, если пока некому, действительно, оформить официально отложение этого законопроекта, зачем сегодня нужно было выступать с такими заявлениями, кого-то обнадеживающими, кого-то, напротив, расстраивающими?

Тут мы можем только предполагать, но, действительно, как вы сказали, отрицательное отношение к QR-кодам достигает уровня, я бы сказала, невиданного со времен крымского консенсуса. По разным опросам мы видим разные цифры, но до 75% респондентов говорят о том, что этого делать не надо. Граждан это раздражает. Сильнее всего, опять же судя по опросам, раздражают транспортные QR-коды, и тут я, кстати, думаю, что этот транспортный законопроект приобрел дурную репутацию по ассоциации с тем, что произошло в Казани, то есть с введением QR-кодов в общественном транспорте, притом что он вообще не про это, он про поезда и про самолеты. Его не решились рассматривать, чтобы не раздражать и не пугать людей перспективой каких-то непонятных новых ограничений, когда они все поедут к родственникам на Новый год.

Вот Новый год случился, люди вышли из выходных, и, видимо, посмотрев на социологические данные, решили их дополнительно успокоить, сказав, что ничего такого не будет. Вы там сами как-нибудь болейте, выздоравливайте, кому повезет, но привычную вашу бытовую жизнь нарушать мы не будем. Может быть, питерские опыты тоже подействовали, потому что там, как мы знаем, пытались какую-то строгость проявить с QR-кодами и нарвались на организованное сопротивление ресторанной отрасли, которая в Питере вообще чрезвычайно боевая и такая оживленная, там меньше сетевых заведений, в отличие от Москвы, больше индивидуальных, поэтому люди, видимо, скажем так, энергичнее защищают свои права и свою собственность. Вот они и организовали там народный фронт и говорят: «Не будем мы никаких QR-кодов ни с кого спрашивать». Может быть, этот пример научил федеральные власти, что лучше здесь, что называется, не пережимать.

Может быть, кто знает, и братский Казахстан нам тут немножко помог: давайте не раздражать людей, может быть, подумал кто-то. А что людей раздражает? Их много чего раздражает, прежде чем всего рост цен, как мы тоже знаем из социологических данных, но с ростом цен мы ничего сделать не можем, подумали предполагаемые власти, но зато хотя бы можем, по известному анекдоту, вывести козу. Сначала завели козу, напугали всех, теперь давайте выведем козу, может быть, это людям как-то понравится, будет хоть какой-то, но подарок.

Самое интересное, что, конечно, в это время региональные власти сами принимают решения, вводить или не вводить QR-коды. Мы видим, что в Санкт-Петербурге их ввели еще на новогодних праздниках, другие регионы вводят их вполне успешно.

А какие-то субъекты федерации отменяют все ограничения, сказав, что бог не выдаст, свинья не съест, не надо нам этого, как-нибудь переживем. В этом смысле у нас такая ситуация 2020 года: когда надо, мы внезапно федерация, когда не надо, мы вертикаль, а вот когда наступает настоящая какая-нибудь проблема, то выясняется, что на местах виднее и пусть губернаторы сами решают. 

Фото: Екатерина Шульман / Facebook

Также по теме
    Другие выпуски