«Нет политической воли постараться раскрыть это дело»: чем закончился процесс о беспорядках в Одессе

18/09/2017 - 23:11 (по МСК) Петр Рузавин

В Одессе вынесли решение по делу о беспорядках 2 мая 2014 года. Всех обвиняемых суд признал невиновными, в приговоре указано, что их вину не доказала прокуратура. Петр Рузавин рассказал о том, к чему привело оглашение приговора, и напомнил подробности этого дела.

Важная деталь — этот приговор касается только обвиняемых по делу о беспорядках, когда из-за столкновений между сторонниками центральных властей и участниками движения «Антимайдан» на Греческой площади Одессы погибли шесть человек. Речь не идет о событиях в Доме профсоюзов, где в результате пожара погибли более сорока человек. Всего в деле было 19 обвиняемых, пятеро из них до суда находились в СИЗО. Обвинение требовало для участников событий от 8 до 15 лет лишения свободы. Впрочем, двоих из тех, кого оправдали 18 сентября, немедленно арестовали по другой статье — «Посягательство на территориальную целостность Украины». По ней Евгению Мефедову и Сергею Долженкову грозит от семи до двенадцати лет тюрьмы.

Сразу после приговора здание суда украинского Черноморска в Одесской области плотным кольцом оцепили силовики. Собравшиеся у суда пытались прорваться к зданию, но не очень настойчиво — после небольшого столкновения они оступили. Причин такой плотной охраны несколько.

Во-первых, расследование событий 2 мая 2014 года в Одессе с самого начала проходило со скрипом. На некоторые заседания приезжали, среди прочих, и активисты запрещенного в России «Правого сектора» — они несколько раз блокировали здания суда.

Националисты пытались не допустить, чтобы некоторым фигурантам дела изменили условия содержания и отправили их под подписку о невыезде. Надо сказать, что таким образом двое обвиняемых во время процесса сбежали на территорию России. 

Угрозы со стороны радикальных активистов поступали и перед заседанием 18 сентября. Но конкретно это оцепление было вызвано еще и иной причиной – сразу после оглашения оправдательного приговора в зал зашли сотрудники СБУ и задержали двоих из 19-ти фигурантов – по новому делу, статья — «Посягательство на территориальную целостность Украины». Группа независимых расследователей событий 2 мая из журналистов и общественных деятелей считает, что обвинение нарочно разваливало дело.

Двое оправданных и сразу же задержанных в зале суда по обвинению в сепаратизме – гражданин России Евгений Мефедов и украинец Сергей Долженков. Оба, по версии обвинения, связаны с пророссийским движением «Куликово поле», активисты которого участвовали в столкновениях на улицах Одессы 2 мая, а затем оборонялись в Доме профсоюзов. Именно членов «Куликова поля» и судили, и оправдали по делу о беспорядках 2 мая – это один из эпизодов того дня, который предшествовал пожару в Доме профсоюзов, в котором и погибла большая часть людей. 

Тогда всего два месяца прошло с бегства Януковича, крымский референдум состоялся несколько недель назад, и почти 3 недели с тех пор, как группа Игоря Стрелкова заняла Славянск в соседней Донецкой области. По всей стране то и дело захватывали административные здания. Происходящее в Одессе казалось относительно мирным развитием событий — активисты «Куликова поля» разбили в центре Одессы палаточный городок — ни перестрелок, ни столкновений.

2 мая, в город на матч харьковского «Металлиста» и одесского «Черноморца» приехали футбольные ультрас. В центре города — одновременно два шествия, «За единую Украину» из сторонников Евромайдана и акция членов пророссийского «Куликова поля». Они сошлись на Греческой площади. В перестрелке погибли 6 человек, двое пророссийских активиста и четверо евромайдановца. Именно по этому эпизоду сегодня и оправдатели 19 человек. Суд решил, что обвинение не смогло доказать вину ни одного из них. Например, в постановлении говорится, что по делу был допрошен только один милиционер, работавший на Греческой площади во время беспорядков.

Тогда, вечером 2 мая, после первых убийств активисты «Антимайдана» решили забаррикадироваться в доме Профсоюзов. Их противники забрасывали их камнями и коктейлями Молотова, в ответ также летели бутылки с зажигательной смесью, пиротехнические ракеты. Из боевого оружия стреляли как из здания, так и по нему. В пожаре и погибла большая часть людей в доме профсоюзов. Всего за день – 48 погибших, пострадали более 200. 

Это дело – о пожаре – и вовсе пока даже не поступило в суд. По сути, оно делится на 2 части – непосредственно об участниках столкновений, прежде всего о том, что такое пророссийская организация «Куликово поле», кто их спонсировал, и что конкретно они делали 2 мая, и другое – касательно сотрудников одесского МЧС и милиции, приехавших на пожар слишком поздно, а также и украинских действующих чиновников.

Движение «Куликово поле» весной 2014 года было одним из многих пророссийских движений на востоке Украины, такое, как, например, харьковский «Оплот», откуда вышел нынешний глава из 60 самопровозглашенной ДНР Александр Захарченко. Киевские власти сразу после победы Евромайдана заявляли, что за ними стоят политики и бизнесмены из Москвы. Несколько человек, которых обвиняли в причастности в событиям 2 мая в Одессе, в конце концов, сбежали именно в Россию.

Двое из 19-ти оправданных — россиянин Евгений Мефедов и украинец Сергей Долженков – назывались украинской стороной одними из ключевых людей в «Куликовом поле». Российские прокремлевские СМИ называли Мефедова не иначе как политическим узником. А сам он в различных интервью говорил, что их надо обменять на украинских военных, которые находятся в плену сепаратистов.

Фото: twitter / culturemeter_od 

Также по теме
    Другие выпуски