Большие деньги за маленький логотип: почему Навальный пошел против «Студии Артемия Лебедева»

Алексей Навальный, наверное, второй кандидат в президенты после Дональда Трампа, который остро реагирует на замечания в социальных сетях. Оппозиционер избрал себе новую мишень — дизайнера Артемия Лебедева. Повод — госзаказ студии Лебедева от администрации города Сатка. Навальный просит антимонопольную службу разобраться, почему Лебедев получает, по его мнению, слишком много высокооплачиваемых госзаказов, о которых нет сведений в открытом доступе. В ответ дизайнер назвал Навального доносчиком.

О Сатке, поссорившей двух интеллектуалов, рассказывает Алексей Коростелев, а о больших логотипах маленьких городов мы поговорили с фотографом Ильей Варламовым.

Фотография: Алексей Абанин / Дождь

Сатка ― город в Челябинской области. Его логотип заинтересовал Алексея Навального и челябинскую прокуратуру, которая будет проверять этот, по мнению Навального, «странный госзаказ». К слову, жителям логотип тоже не очень понравился ― читатели группы «Типичная Сатка» во «Вконтакте»  (там состоит 8 тысяч участников, а это 20% от населения) проголосовали против логотипа от студии Артемия Лебедева. Но к их мнению не прислушались.

Стоимость такого логотипа неизвестна ― это коммерческая тайна, и именно это дало ФБК повод написать жалобу. Городской логотип якобы должен был делаться за госсчет, но на госзакупках такого лота нет, что, правда, по мнению руководителя центра проведения госзакупок, не дает Навальному права обвинять Лебедева и власти в заключении незаконных контрактов.

«Во-первых, закупки малого объема по 223-ему (федеральному закону ― прим. Дождя) не публикуются до пятисот тысяч. По желанию заказчика. Второе ― что не публикуется информация о конкурсах на большие суммы. Эта информация может запросто попадать в специальный перечень правительства, который не подлежит опубликованию», ― рассказал Александр Строганов, руководитель Центра размещения государственного заказа.

После того, как Лебедев обвинил Навального в стукачестве, тот ответил целой россыпью сомнительных, по его мнению, контрактов властей разного уровня со студией Лебедева. В большинстве случаев, как с той же Саткой, на сайте госзакупок не существует таких лотов. Даже стоимость контрактов во многих случаях узнать невозможно. Все это Навального и Фонд борьбы с коррупцией очень заинтересовало.

Самой Сатке логотип, видимо, нужен для привлечения туристов  ― заказчиком, как пишет Навальный, выступил Центр развития туризма города. На наши звонки в центре не ответили.

На городском сайте есть раздел с афишами ближайших культурных событий города. Правда, добавить их забыли, в отличие от правил поведения на культурно‑массовых мероприятиях. И все‑таки чем же может Сатка заманить туристов, помимо логотипа?

Сама Сатка  мало чем отличается от любого другого провинциального городка ― разбитые дороги, покосившиеся избы и холмы, образовавшиеся от добычи магнезита. К слову, комбинат «Магнезит» ― градообразующее предприятие. Но с туристической точки зрения главной достопримечательностью являются окрестности ― недалеко от города находится озеро Зюраткуль, которое пользуется спросом у местных и на которое рассчитывают, по-видимому, местные власти. Вокруг озера холмы, на них можно заниматься скалолазанием и другими видами спорта.

Еще Сатка известна своей скульптурной традицией. Возле черного хода местного дома культуры восседает копия «Мыслителя» Родена, а возле пожарной части стоит один из немногих оставшихся в России памятников Сталина. ​Правда, есть подозрения, что памятник ворованный. Прошлой весной такой же пропал с улиц поселка Тайгинка, который расположен тоже в Челябинской области. Памятник отправили то ли на реставрацию, то ли на переплавку, но обратно он не вернулся. Позже жители Тайгинки обнаружили свой памятник в Сатке и даже написали письмо губернатору с просьбой вернуть его в поселок. Но вождь продолжает стоять в Сатке.

Финансовое положение Сатки вряд ли порадует потенциальных туристов. Город два с половиной года назад правительство внесло в список моногородов,  где есть риск ухудшения соцэкономического положения, да и попасть в Сатку на самом деле довольно трудно ― автобусы из Челябинска идут 4 часа и ходят не очень часто, а других способов доехать до этого города нет. Но заказать логотип это властям города не помешало.

Логотипы делают не только в Сатке ― та же студия Лебедева разрабатывала логотипы, к примеру, для Ижевска, куда люди ― и потенциальные туристы ― едут в неотапливаемых поездах.

Была также копия западного тренда: большие галочки с сердцами ― «Я люблю Москву», «Я люблю Махачкалу», «Я люблю Сочи» ― стояли практически во всех городах России на манер нью‑йоркского I Love NYC. Будто те чиновники, которые покупали у Лебедева эти логотипы, съездив заграницу, решили сделать ее под окнами собственного офиса. Но за пределы выдумывания логотипа, увы, они пока выходят не всегда.​

Интервью с Ильей Варламовым:

Илья, вы побывали, наверно, практически во всех городах России. Феномен «болезни логотипов», я думаю, вы тоже отметили.

Ну да, пошла мода, все города делают себе туристические логотипы.

Это приказ сверху или местное начальство действительно в первый раз в жизни в Амстердам, увидело I Love Amsterdam, и теперь будет I Love Урюпинск?

Я не думаю, что это какие-то приказы. Все-таки это не тот уровень. Не думаю, что там есть какая-то особая коррупционная составляющая, потому что если деньги воровать, то проще украсть на какой-нибудь дороге, на перекладке асфальта или на чем угодно, где суммы гораздо больше, чем за логотип, а, самое главное, внимания меньше.

Если вы вспомните все истории с логотипами российских городов, то они практически все были довольно скандальными. Была куча критики от жителей, все начинали смотреть, сколько это стоит, кто это делал и почему, а зачем давать московскую студию, когда есть местные неплохие дизайнеры и так далее.

Это всегда была очень конфликтная грязноватая история. Я не думаю, что руководству городов было целесообразно ее затевать, чтобы какие-то деньги украсть. Я думаю, что это просто самый легкий способ показать хоть какую-то деятельность. Когда ты не можешь в городе сделать ничего, когда у тебя разбитые дороги, всё плохо и грустно, а ты пришел на новый пост и тебе нужны быстрые шаги и решения, то ― сделаем логотип!

Сегодняшняя новость: Вологда к тысячелетию (не знаю, может, и тысячелетие специально подогнано, потому что мы знаем, что и с основанием Москвы тоже не всё чисто) тоже заказала логотип. Скажите, пожалуйста, чем тогда объяснить феномен Лебедева? Действительно, почему и Госдума, и московское метро ― в общем, вещи очень капиталоемкие ― достаются именно студии Лебедева? Нет ли у Навального оснований подозревать его в каких-то дружеских связях?

Дело в том, что у логотипов, в отличие от дорог, есть одна особенность: невозможно провести аудит такого логотипа, голубой кляксы, которую мы видели. Она может ничего не стоить, а может стоить миллиард. Например, мы знаем, что самым дорогим ребрендингом прошлого года стал ребрендинг компьютерной компании Symantec. Он стоил миллиард долларов, причем был совершенно неуспешным, абсолютно ни о чем. Именно эта неопределенность и порождает подобные подозрения.

Слушайте, во-первых, здесь надо понимать, что ребрендинг ― это не только логотип. Когда тоже очень дорогой ребрендинг делала компания BP, ― я не помню, они потратили полмиллиарда или столько там, ― в это входила просто гигантская работа сотен людей, которые много времени потратили, чтобы заменить всё, что только можно. Это действительно не только разработка логотипа, это правила использования… такая отдельная дизайнерская тема.

Что касается того, почему Лебедев, есть ли коррупционная составляющая ― сложно сказать. Я, честно, не знаю. Даже Навальный только подозревает, насколько я понял из поста, и прямо не утверждает, что там есть какая-то коррупционная составляющая. Я думаю, сейчас там все разберутся, тем более у вас будут через неделю дебаты, можно будет этот вопрос задать напрямую Лебедеву и выяснить, есть какая-то коррупционная составляющая или нет.

Мое предположение, что просто Навальный и Лебедев как два человека, которые доминируют в социальных сетях России, с постов которых зачастую начинается утро каждого московского так называемого интеллигента, как с чашки кофе, просто не могли не сойтись в единоборстве. И, как полагается творцам, Лебедев вызвал Навального на дуэль. В следующую среду, 25 января, в эфире Дождя смотрите дебаты между Алексеем Навальным и Артемием Лебедевым. Эфир в шесть часов, ведущая ― Ксения Собчак. 

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски