Русские дни в НАТО: альянс идет на восток

02/12/2015 - 21:26 (по МСК)

«Русские дни» в Брюсселе закончились. Сегодня, 2 декабря, завершилась встреча министров иностранных дел НАТО. Все три дня главной темой была Россия. Обсуждали отношения России с Турцией, а также Украину. Также НАТО пригласило Черногорию стать полноправным членом альянса: произойдёт это только через два года, но в России уже сегодня вызвало шквал негодования. Как НАТО идёт на восток, рассказал Игорь Севрюгин, который сейчас находится в Брюсселе.

Россию и Турцию призывают к спокойствию и решению конфликта мирным путем. Генеральный секретарь НАТО сегодня попытался немножко разрядить обстановку между странами. Впрочем, сразу после переговоров между генсеком Йенсом Столтенбергом и премьером Турции Ахмет Давутоглу заявил, что его страна не собирается вводить санкции в отношении граждан России, мол, это не их метод.

Вот уже третий день в Брюсселе ключевой темой становится Россия. Дискуссии о том, кто Россия: друг, враг или партнер ―не прекращаются. Сегодня чуть ли не весь аппарат НАТО был удивлен комментарию, который распространили российские информагентства. Якобы генсек альянса заявил, что совет Россия ― НАТО возобновляет свою работу. Пресс-служба Столтенберга, прочитав это в российских СМИ, выступила с пояснением: «Такого не было». Правда, к этому времени глава российского МИД Сергей Лавров ответил на, по большому счету, несуществующее заявление. Он сказал, что Москва готова к проведению совета и что у России накопилось много вопросов к альянсу. В итоге еще раз пришлось объяснять смысл сказанного. Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО, заявил:

Весной прошлого года, после начала кризиса в Украине НАТО приняла решение прекратить практическое сотрудничество с Россией. Но мы при этом решили поддерживать и сохранить политический диалог с Россией. Совет Россия ― НАТО является частью политического диалога. Мы никогда не прекращали его работу, поэтому очень трудно восстановить работу того, что не было прекращено

Противоречия между альянсом и Россией становятся только больше. Украина остается одной из ключевых тем. По мнению Столтенберга, минские договоренности выполняются, однако, отмечает он, сепаратисты, поддерживаемые Россией, держат технику наготове. Новым поводом для разногласий послужило приглашение Черногории вступить в НАТО. Отмечу, что сама страна хотела этого еще с 2006 года, но случилось это только сейчас. Правда, полномочным членом североатлантического альянса она станет примерно через два года.

Решение пригласить Черногорию стать полноправным членом НАТО не связано с Россией, это связано с Черногорией и НАТО. Оно не направлено против какой-либо страны. Это делается ради нашей общей безопасности, поэтому важно еще раз подчеркнуть, что каждая страна имеет право определять свой собственный путь и механизмы обеспечения безопасности. Этот вопрос касается только Черногории и 28 стран НАТО. Никто другой не может вмешиваться в это решение

 В России реакция на вступление Черногории в НАТО крайне негативная. Глава Комитета по международным делам Совета федерации Константин Косачев говорит, что это вызывает сожаление. Его коллега в Госдуме Алексей Пушков заявил, что интеграция Черногории с НАТО будет препятствовать улучшению двусторонних отношений между Россией и Черногорией. В Брюсселе отмечают, что в курсе российской позиции, и новой она для них не является.

Расширение НАТО, вот, например, Черногория, означает больше прозрачности, стабильности в регионе. Никакой угрозы для такой могучей страны, как Россия, такое действие не может произвести. Это просто какой-то пропагандистский слоган, который повторяется. Здесь, я думаю, нужно смотреть на это спокойно. Это факт, что Черногория близка к вступлению в НАТО и нет никаких негативных последствий для России

НАТО все ближе подходит к границам России. В Брюсселе заявляют о расширении на восток. Это не нравится официальной Москве. К тому же альянс в ходе министерской встречи принял решение еще больше усилить оборону Турции. Дания направит военные корабли в Средиземное море, а Великобритания усилит воздушное патрулирование. В НАТО говорят, что это никак не связано со сбитым Су-24 и отношениями между Россией и Турцией. В Москве же позиция совершенно противоположная.

 

Фото: Virginia Mayo / AP

Другие выпуски