«Нам угрожают шепотом»: история жителей домов, которые вышли из программы реновации, и как их тянут обратно

05/06/2017 - 23:08 (по МСК) Максим Товкайло

На следующей неделе заканчивается голосование жителей пятиэтажек за участие в программе реновации или против нее. В предварительный список попало 4,5 тысячи домов. Однако жителям 17 пятиэтажек удалось отстоят свое жилье. Каким образом у них это получилось и кто им теперь угрожает — разбиралась Ксения Назарова.

Тема сноса  волнует сердца и берет за живое — в список реновации вошло более 4 тысяч домов, а выйти из программы удалось лишь 17: сначала их вывесили на голосование, но почти сразу убрали: жильцы оперативно собрали подписи против реновации и отправили петиции в управы. Среди тех, кого исключили из программы, есть и «сталинки», и  знаменитые плоские дома и просто крепкие многоэтажки, некоторые из которых представляют реальную историческую ценность. Активистам Архнадзора удалось отстоять так называемые плоские дома на Пресненском валу — здесь сыграла роль и реакция жителей, которые выступили категорически против сноса, и тот резонанс, который вызвала публикация Архнадзором списков и фотографий тех домов, которые были включены в списки реновации исторических.

Четырехэтажка по Осташковской,17 — ранняя «сталинка», все квартиры по индивидуальным проектам, высокие потолки, а вместо несущих стен — несущие колонны. По мнению экспертов Архнадзора, этот дом должен быть защищен от реновации, поскольку представляет историческую ценность, а жильцы еще до начала программы собрали подписи против сноса. Однако жители соседней девятиэтажки делают все, чтобы чудом спасенный дом в программу вернуть — жители хотят переехать, но их дома нет в списках.

Подобная история произошла и с домами в районе Преображенской площади: изначально пятиэтажки в этом районе в список не попали вообще: дома в хорошем состоянии, утопают в зелени, рядом  поликлиники, детские сады, школы и метро. Те немногие, кто хочет сноса, начали давить на жильцов.

«Все началось с собрания, это было шоу — я узнала своих соседей с другой стороны. От соседей по площадке по подъезду вообще были такие шепотом небольшие угрозы. Дошло до того, что мы во избежание пакостей поставили квартиру на охрану — береженого Бог бережет», — рассказала Наталья Мишина, житель дома по улице Халтуринской.

Теперь квартира Натальи на сигнализации — на случай, если агитация станет слишком назойливой. Дождь направил запрос в комплекс градостроительной политики Москвы, чтобы выяснить, почему дома, которые  исключили из программы, пытаются снова в нее включить. 

«За жителями этих 17 домов, исключенных из программы, остается право участия в программе реновации. Чтобы выйти из программы реновации или не быть включенными, достаточно согласия одной трети жильцов плюс один голос собственников жилья. Точно так же можно и попросить включить свой дом в программу», — пояснили там.

По этой логике, собрания жильцов могут тянуться бесконечно  — за вход, за выход и так по кругу. Причем, обнаружить себя в списках под снос могут и те, кто уже вроде бы отстоял свой дом и те, кто никогда в программу не входил.  

 

Другие выпуски