Очередь за санкциями: кому выгодны поправки в налоговый кодекс и как они помогут «друзьям Путина» платить меньше ​

16/03/2017 - 01:17 (по МСК) Максим Товкайло

На этой неделе стало известно о том, что Госдума готовится частично освободить от уплаты налогов в России граждан, попавших под санкции.Среди них — бизнесмены Аркадий и Борис Ротенбрги, Геннадий Тимченко, бывший руководитель РЖД Владимир Якунин и другие. 15 марта на сайте Госдумы была опубликована поправка в Налоговый кодекс, которая и предоставляет льготы бизнесменам. Из нее следует, что пострадавшие от санкций могут обратиться в налоговую службу и отказаться от статуса резидента Российской Федерации.

Кому еще мог бы быть полезен новый закон и как он позволяет не только экономить, но и прятать зарубежные активы — спросили у юриста Александра Захарова.

Товкайло: Александр, сколько эта инициатива депутатов позволит бизнесменам, миллиардерам сэкономить на налогах?

Захаров: Вы знаете, крайне сложно оценивать вообще налоговую экономию, но можно свидетельствовать, что действительно структурирование активов в России через иностранные юридические лица и так называемые некорпоративные структуры являлось, конечно же, в общем-то, очень успешным и очень востребованным на самом деле продуктом. До конца 2014 года. И уже с введением новых антиофшорных правил, которые собственнолично санкционировал президент, можно свидетельствовать, что интерес к подобным вещам значительно поутих, но тем не менее многие лица, которые пожелали остаться иностранными вот этими конструкциями, они, в общем-то, изменили свое налоговое резидентство в пользу иностранных государств.

Товкайло: Александр, а вы понимаете, вот для каких бизнесменов, для каких миллиардеров, возможно чиновников, принимается эта поправка — кому она очень нужна и будет крайне выгодна?

Захаров: Я полагаю, что ни для кого не секрет, те списки, которые висят, соответственно, на сайте уполномоченных служб, государств-членов ЕС, и есть консолидированный список. По Европейскому союзу существуют открытые данные списков Департамента казначейства Соединенных Штатов, соответствующего ведомства Канады, Австралии. Безусловно, здесь, наверное, правительство Российской Федерации будет определять тот перечень стран, санкции которых будут признаваться, наверное, как оправдывающее основание для того, чтобы заинтересованные лица смогли, мягко говоря, отказаться от поддержки своей родины налогами.

Товкайло: А действительно ли людям, которые попали под санкции и соответствующим образом обратятся в налоговую службу, им вернут те налоги, видимо, налоги с их доходов личных, которые они выплатили государству в течение последних трех лет?

Захаров: Насколько я понимаю, механизм законопроекта не предусматривает возврат уплаченных налогов. Дело в том, что у нас только сейчас в этом году до 20-го марта должны отчитаться соответствующие российские налогоплательщики, налоговые резиденты, о своих иностранных контролируемых компаниях, о своих иностранных конструкциях типа трастов, фондов, которые они контролируют, и в отношении них уже, соответственно, задекларировать — в соответствии со своими доходами как физические лица — соответствующие суммы.

Товкайло: Александр, а вот создают ли эти льготы угрозы для злоупотребления, например, сокрытие источников дохода?

Захаров: Если говорить о том, собственно, какую в общем-то цель благую преследуют законодатели, крайне сложно понять на самом деле его стремления, потому как те публичные объяснения, которые были представлены автором, они основаны на желании якобы исключить двойное налогообложение экономическое, которое происходит, по мнению автора, в связи с фактом обязанности уплаты соответствующих налогов иностранной юрисдикции — в той стране, в которую не могут уже соответствующие подсанкционные лица въехать. И, соответственно, они же, по его мнению, обязаны уплачивать соответствующие налоги в связи с тем, что они теперь вынуждены находиться в России, уже в бюджет Российской Федерации. Честно говоря, существует конкретный механизм избегания двойного налогообложения — это международные соглашения, и к ним санкции не применяются.

Товкайло: Александр, а вообще, какие иностранные юрисдикции, страны, популярны у российских бизнесменов? Где они предпочитают платить налоги, если совсем просто спрашивать?

Захаров: Конечно же, сейчас, наверное, на первом месте два государства: это Швейцарская Конфедерация, в частности, некоторые кантоны, которые позволяют заключать так называемые налоговые соглашения, а по уплате паушального, или порасходного, налога, на основании его, соответственно, конкретные граждане иностранные признаются налоговыми резидентами Швейцарской Конфедерации, конкретного кантона, и они исключаются из-под автоматического обмена, и, как следствие, исключают для себя риски, соответственно, быть раскрытыми в государстве своего возможно даже постоянного нахождения, например, в Российской Федерации.

Если говорить о более теплых странах, то, конечно же, это Республика Кипр, которая даже сейчас рассматривает возможность введения специальных норм, которые предусматривают возможность и право выбора налогового резидентства. То есть, например, по новым правилам, которые если будут приняты, прибывают на территорию Республики Кипр в течение 60 дней, соответственно, в текущем году, и у вас есть контракт, вы ведете экономическую деятельность, возможно, входите в совет директоров или являетесь директором кипрской компании, то вы также можете рассчитывать, в случае проведения и одобрения данной реформы, на справку Республики Кипр о налоговом резидентстве. Таким образом, избежать, собственно, выдачу информации, которая может быть чувствительна для оценки ваших налоговых обязательств перед Российской Федерацией.

Товкайло: Я правильно понимаю, что с принятием этого закона, если он будет принят, скажем, выстроится очередь из бизнесменов, которые захотят теперь попасть под санкции?

Захаров: Я исключаю, в общем-то, подобную возможность, поскольку все-таки санкции — это действительно меры ограничительного характера, и они наносят серьезный ограничения и вред деятельности соответствующих лиц, поскольку они ограничены, действительно, в использовании своих финансовых ресурсов. В частности, в использовании расчетов, возможно, в будущем в долларах даже, ограничение возможностей использования своих ресурсов. В любом случае, здесь сложно говорить о том, насколько выстроится очередь, но искусственное злоупотребление со стороны конкретных лиц недопустимо. Но, в любом случае, нам всем известны, конечно же, те лица, которые находятся под санкциями за их убеждения и, возможно, поддержку и социальный статус государства и администрации.

Товкайло: Спасибо.

На превью: Алексей Куденко / РИА Новости

Другие выпуски