Какие налоги повысят следующими

Почему бизнес должен всем, и что повысят следующим? Колонка Яны Яковлевой и разговор с экономистом Евгением Надоршиным

В очередной раз объявлено о повышении налогов на бизнес — этот раз повышают отчисления в фонд обязательного медицинского страхования. Почему бизнес должен всем, и что повысят следующим, Дождь обсудил с главным экономистом консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгением Надоршиным.

Эггерт: Мой прогноз правильный? НДС повысят?

Надоршин: Я думаю, что быстрее, чем НДС, будет повышен налог на доходы физических лиц. Мне это представляется гораздо более вероятным, чем повышение НДС. Хотя кто знает, может быть, НДС вырастет вместе с НДФЛ.

Да, кстати, отчисления в фонд ОМС все-таки не налог. Формально это страховой взнос, хотя, в общем, российское государство страховыми взносами пользуется практически как налогами, что большая беда.

Эггерт: Мы смотрим в суть вещей, по сути это налог, правильно, как вы и сказали. Продолжая тему повышения НДФЛ, как вы считаете, каким будет это повышение? Скажем, до 15%? Или создание прогрессивной шкалы типа 12% ― 20% ― 30%, как было до 2001 года? Ваш прогноз.

Надоршин: Конечно, прогрессивной шкалы. Я думаю, что нижняя планка даже может оказаться нулевой, то есть доходы до определенного уровня могут вообще не облагаться подоходным налогом.

Яковлева: Имеются в виду низкие зарплаты или, наоборот, высокие?

Эггерт: Ясно, что не большие.

Яковлева: А вдруг?

Надоршин: Низкие, естественно, до определенного уровня. Если мы затеваем историю с прогрессивной шкалой подоходного налогообложения, то ее плюсом, по крайней мере, социально справедливым элементом мог бы и должен бы быть более низкий, чем сейчас, уровень налогообложения низких доходов.

Скажем, то, что формально ниже прожиточного минимума. Поскольку у нас, как известно, нет пенсионеров с доходами ниже прожиточного минимума, что не совсем правда, но тем не менее, то это доходы, которые заработаны. Они могут облагаться подоходным налогом. Вот тут нужно опустить планку, желательно до нуля. Я не вижу проблем в том, чтобы государство это сделало.

Верхнюю планку, видимо, будут выкручивать. Середина может быть 13–15%, бог его знает, уже как получится. Дальше наверняка 20% с лишним, а будет ли 30% и больше, зависит от аппетита, как вы понимаете.

Яковлева: То есть французский вариант? Во Франции чуть ли не до 50% доходит налог.

Надоршин: Нет, я не думаю, что мы сможем скакнуть на такой уровень. Поймите правильно, это будет шоком для тех, кто должен стать спонсорами на дальнем конце прогрессивной шкалы. Я подозреваю, что на это сразу перейти с плоской шкалы уровнем в 13% просто невозможно.

Не забывайте, что экономическая и политическая элита ― это тоже люди, находящиеся в верхнем сегменте доходов. Поэтому это решение банально требует приличной подготовки. Нельзя от людей требовать столь резкого движения. Я думаю, прогрессивная шкала будет намного скромнее.

Яковлева: То есть опять ситуация со средним классом, который у нас и так худеет. Это возможное повышение прежде всего отразится на среднем классе, правильно я понимаю?

Надоршин: Зависит от того, как это будет структурировано. Правильно, конечно, изъять с помощью повышенной шкалы подоходного налога доходы выше, чем средний класс, благо есть что изымать. Но самая большая проблема здесь как раз заключается в том, что сначала эти доходы надо правильно посчитать. Повышаются требования к способности государства считать этот доход.

Это отдельная история, определенные усилия в этом направлении мы предпринимаем. Я, если честно, не уверен, что мы стараемся ради подоходного налога и его собираемости в случае введения прогрессивной шкалы, но эти усилия могут позитивно сказаться и на собираемости подоходного налога. 

Фото: DepositPhotos

Другие выпуски