«Правительство говорит, что денег нет»: почему пенсионерам не стоит ждать дополнительной индексации пенсий

12/01/2021 - 23:02 (по МСК) Павел Лобков

12 января депутаты от ЛДПР внесли в Госдуму законопроект о дополнительной индексации пенсий в течение года. Об этом в своем Telegram рассказал один из авторов документа, глава комитета по труду и соцполитике Ярослав Нилов.
Среди прочего, по задумке парламентариев, социальные пенсии должны будут индексироваться ежегодно с 1 апреля с учетом роста прожиточного минимума пенсионера за прошедший год. Кроме того, пенсии предлагается индексировать с 1 июля в случае, если темпы инфляции за прошлый год превысят темп роста прожиточного минимума. Обсудили с экономистом Евгением Гонтмахером, одобрят ли законопроект о дополнительной индексации пенсий в правительстве.  

Насколько это важная поправка и насколько действительно реальные темпы инфляции говорят о том, что пенсию нужно пересчитывать не один раз в год, а два? И в таком случае, может быть, они просто сделают, они уменьшат размер этой индексации, разделят его на два и будут просто с пиаровскими целями, с обращением президента, разводить пожиже, что называется?

Павел, вы понимаете, там есть, вот в этом предложении группы депутатов, это ЛДПР, там несколько пунктов. Там же не только социальные пенсии, о которых вы сказали, социальные пенсии, эти пенсии платят тем, кто в общем не имеет необходимого стажа, чтобы получить обычную трудовую пенсию. Этих людей очень немного, и там действительно эта пенсия, она связана с прожиточным минимумом.

Одиннадцать тысяч, по-моему, да? Чуть больше одиннадцати тысяч?

Да-да, порядка одиннадцати тысяч. Там есть предложение, в этом пакете, и все обычные пенсии, у нас пенсионеры, которые имеют страховую или трудовую пенсию, их около сорока миллионов человек, вот для них тоже предлагается делать индексацию вторую. Сейчас у нас индексация идет в начале года по инфляции за прошлый год, даже в этом году чуть-чуть выше сделали этот коэффициент. Они хотят, эти депутаты, чтобы еще в зависимости от наполнения доходов Пенсионного фонда, если там все будет очень хорошо, то еще дополнительно пенсионерам делали такую индексацию. Я должен сказать, что я лично только за, вы понимаете, наши пенсионеры в своей массе живут достаточно плохо, и любые лишние деньги, они им абсолютно не помешают. Но я просто хочу сказать, что эти предложения, я думаю, правительство не поддержит, и они приняты не будут.

А разве слово президента не закон, когда вот он это анонсировал в своих первых так называемых «коронавирусных» обращениях про поправки?

Нет, у нас же в Конституции теперь, вот когда внесли эту поправку в июле, написано, что пенсии должны регулярно индексироваться, и все, в соответствии с федеральным законом. То есть там никакой конкретики в Конституции нет, а идет отсылка как раз к законодателю, он может и пять раз в год индексировать, и два раза в год. Поэтому в данном случае там есть другой вопрос, который анонсирован Конституцией, вот этой статьей, будет ли индексация пенсий работающим пенсионерам? Вот сейчас об этом идет большая дискуссия, потому что в Конституции никаких изъятий нет, там же не написано, что надо индексировать только неработающим, а у нас сейчас работающим пенсионерам пенсии не индексируются. И до 1 февраля правительство, там есть поручение Путина, должно по этому поводу дать свой ответ. Но я просто еще раз вам просто хотел объяснить, что в принципе два раза в год индексировать, допустим, пенсии, это если будет очень высокий уровень инфляции. На самом деле сейчас я имею в виду…

А что назвать высоким уровнем инфляции? Вот мы столкнулись с внеэкономическим принуждением Путина к остановке цен на подсолнечное масло и сахар, при том что очень многие другие продукты подорожали на двузначную сумму в процентах, это 20%, 18%, 30%.

Павел, вы абсолютно правы, но дело в том, что инфляция, на которую равняется у нас правительство при индексации пенсий, она, вы знаете, объявляется каждый месяц, и она, допустим, по итогам прошлого 2020 года была меньше 5%, по-моему, 4,6%. И там утонет внутри этих 4,6% вот эти продукты, которые выросли какие-то и на 20%, какие-то на 2%, вот правительство ориентируется на вот эту абсолютно среднюю цифру.

Я вот посчитал, это 500 рублей, если пенсию считать 12 тысяч, такую минимальную социальную, то 500 рублей. Но если это будет, допустим, как получает моя мама, она получает в целом, с инвалидностью, со всеми вот этими доплатами, она получает где-то 17 тысяч, то соответственно, это будет 1100 рублей в год фактически больше.

Павел, с 1 января этого года пенсии были проиндексированы более чем на 6%, то есть формально на более высокий индекс, чем была инфляция в прошлом году, не существенно, но выше. Я просто к чему, что если инфляция вот эта зашкалит процентов за десять и будет действительно реально быстро расти, тогда эта практика, кстати, у нас была в России, это мировая практика, ну да, тогда встанет вопрос о том, чтобы пенсии индексировать чаще. Но если у нас уровень вот этой официальной инфляции объявляемой будет в районе 5%, кстати говоря, на 2021 год он примерно на этом уровне и предполагается, и даже считается, что в следующие годы он будет снова снижаться, до 4%, то никакой двойной индексации, конечно, не будет. Главное другое, почему будет правительство против, я повторяю, я лично был бы только за, если бы пенсионеры получили лишние деньги, как ваша мама, не полторы тысячи, а две тысячи, три тысячи в год добавки, но правительство говорит о том, что у них нет денег в Пенсионном фонде, там дефицит, мы его вынуждены содержать, вот этот дефицит закрывать за счет федерального бюджета. И это будет главный, собственно говоря, аргумент о том, что на вот такую вот, так сказать, большую щедрость денег у нас нет. Но обратите внимание, во время пандемии прошлого года у нас все-таки какие-то небольшие деньги получили, допустим, семьи с детьми, чуть-чуть что-то получил там бизнес. Пенсионеры же в прошлом году ничего не получили, с точки зрения выплат, ничего, ни даже не две тысячи, не три тысячи рублей, не пять тысяч. И это как раз говорит об этом подходе, что пенсионеры, с точки зрения правительства, это не самая бедная часть нашего населения, они и так могут вот по тем правилам, которые у нас есть, и так могут спокойно жить.

Фото на превью: Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

Другие выпуски