«Мы возвращаемся к Большой игре»: что в мире говорят о превращении Боширова в Чепигу

27/09/2018 - 21:22 (по МСК) Павел Лобков

После сенсационного расследования группы Bellingcat и издания The Insider о том, что один из отравителей Скрипалей по фамилии Боширов на самом деле Герой России полковник ГРУ Анатолий Чепига, российские власти принялись доказывать, что это не так. Ведь если это так, то парни, которые давали интервью Маргарите Симонян в качестве торговцев спортивным питанием, не могли действовать иначе, как по прямому приказу сверху. А анонсируя интервью, президент Путин заявил, что они гражданские, и ничего криминального там нет. Это позволяет поймать главу государства на прямой публичной лжи. Какое впечатление расследование произвело на американцкев, рассказал член Совета по международным отношениям США Ариэль Коэн.

Мария Захарова заявила, что расследователям «легче за ночь „взломать базу данных ФМС“, чем раздобыть хоть одно доказательство „причастности“ Петрова и Боширова к отравлению» и назвала появление материала вбросом с целью отвлечь внимание от главного вопроса: что произошло в Солсбери. «Комсомольская правда» публикует интервью с анонимным сотрудником Главного управления Генштаба — новое название ГРУ, — в котором внимание фиксируется на неувязках. Так, военный эксперт подсчитал, что по данным Bellingcat, Чепига учился в военном училише 4 года, а полагается — пять. По базам данных, добытым расследователями, адрес Чепиги в Хабаровске совпадает с адресом 14-й бригады спецназа ГРУ, хотя по его данным, в это время база находилась в Уссурийске. Однако практически все британские газеты и часть американских вышли с первыми полосами про отравителей из ГРУ.

Ариэль, скажите, пожалуйста, сегодня, как я понимаю, все газеты заполнены новостями о том, что Боширов это не Боширов, а полковник ГРУ Анатолий Чепига. Насколько единодушны, скажем так, медиа в том, что это именно так? И нет ли сомнений, что действительно расследователи могли ошибиться?

Во-первых, начнем с того, что сегодня американские СМИ заняты утверждением в Сенате кандидата от Трампа на должность Верховного судьи, члена Верховного суда, Бретта Кавано, и на российских разведчиков, может быть, к сожалению, а может быть, к счастью для них, обращают самое минимальное внимание. То есть те, кто отслеживает Россию регулярно, конечно, это видели, но американцам абсолютно не до этого, и вот этот комплекс России, что только о нас говорят, и мы пуп Земли, он в Америке не имеет место быть просто.

Да, дело Скрипалей освещалось, да, мы знаем, что санкции применяются, и санкции применяются, в том числе, и потому, что очевидно выследили и определили личность отравителей, но это не является ни первым, ни вторым, ни третьим номером в новостной повестке Соединенных Штатов. Что касается вашего вопроса и сомнений, нет, просто ссылаются на Bellingcat — это неправительственная организация, занимающаяся исследованиями и расследованиями. Они занимались, в том числе, если я правильно помню, малазийским «боингом», отслеживали ракету и расчет, и просто ссылаются на этот источник.

Ариэль, скажите, пожалуйста, вот та степень открытости, которая, судя по всему, присуща российским самым закрытым структурам, потому что действительно с помощью купленных за копейки баз паспортных данных и открытых источников можно идентифицировать не только агентов Главного разведуправления, тех, которые были, возможно, замешаны в отравлении Скрипалей, но и других по номерам паспортов, что там открыто их номера паспортов привязаны к зданию, к адресу здания штаб-квартиры Главного разведуправления и так далее. Шокирует ли это, в общем, американское разведывательное сообщество? И возможно ли в Америке агента, выполняющего столько деликатное поручение, рассекретить в такой короткий срок?

Это вопрос абсолютно не к американцам. Этот вопрос, если я правильно помню адрес, Хорошевское шоссе, 76-б, это туда, их пресс-секретарю можете задать этот вопрос.

У них его нет.

Ну, хорошо, нет так нет. Но я бы сказал так, что комментарий и разговоры в прессе, во-первых, о том, что профессиональный уровень немножко дает сбой, это есть. Напомню нашим зрителям, что при покушении на Яндарбиева в Персидском заливе ребят, которые это выполняли, тоже, даже местные, если я правильно помню, катарцы, они их отследили и повязали, арестовали. Потом их пришлось менять. Это первый момент.

И второй момент, я обращу ваше внимание на заявление нового директора, дамы, которая новый директор ЦРУ у Трампа, заявившей не далее как вчера, что Россия и Китай, то есть главные национальные партнеры, национальные конкуренты Соединенных Штатов, вновь становятся целью американского разведсообщества и вот этой самой организации из трех букв. Потому что раньше, конечно, в большей степени занимались терроризмом, Ближним Востоком, а теперь мы возвращаемся, я бы так сказал, к большой игре, когда между собой конкурируют национальные государства. В случае Соединенных Штатов называются всегда четыре: Китай, Россия, Иран, Северная Корея.

Имело ли значение разоблачение Петрова и Боширова, как выяснили, Петрова и Чепиги, для принятия этого решения, как вы полагаете?

Такие решения принимаются на основании анализа огромного количества данных. И на самом деле, ведь все же лежит на поверхности, Россия и Соединенные Штаты скатились к новому витку противостояния. Я бы тут говорил о контексте не только советско-американского противостояния времен «холодной войны», я достаточно старый, чтобы хорошо помнить, как это было. Жить от этого лучше было только небольшой прослойке высшего советского бюрократического слоя и, может быть, военным и разведчикам. А советским людям от холодной войны было только хуже, люди стояли часами в очередях, не было ширпотреба, все было брошено, все для фронта, все для победы, все было брошено на военное строительство.

Но я бы это сейчас поставил именно в контекст соревнования Соединенных Штатов с Китаем, и с той торговой войной, которую сейчас Трамп ведет против Китая, и экспансия Китая в Южно-Китайском море, когда он пытается захватить огромную акваторию, намыв там острова и потом поставив взлетно-посадочные полосы, противоракетные, противовоздушные комплексы и разместив там авиабазы. То есть это большое геополитическое противостояние, которого хватит и мне, и моим детям, и может быть, внукам, к сожалению, если в живых останемся. А Россия в это вписывается, как партнер, и я бы даже позволил себе сказать, как младший партнер Китайской Народной Республики, и если вам угодно, Великого Китая.

Спасибо.

Также по теме
    Другие выпуски