«В России идет борьба с профессионалами, потому что некомпетентными людьми легче управлять».

Искусствовед Андрей Ерофеев о том, как власть воюет с музеями
Вечернее шоу Здесь и сейчас
01:53, 18 ноября
Поддержать программу
Поделиться
Вы смотрите демо-версию ролика, полная версия доступна только подписчикам
Скидка 16%
4 800 / год
5 760
Попробуй Дождь
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментарии

Скрыть

Государство должно четко прописать свои обязанности по поддержке музеев, считает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. По его мнению, «концепция музея как услуги должна отсутствовать». Об этом он заявил в четверг, 17 ноября, в Общественной палате, где обсуждали развитие музейного дела. 

В гостях в студии Дождя искусствовед и куратор выставок Андрей Ерофеев. Ерофеев — специалист по новейшим течениям в искусстве, с конца 1990 годов до середины нулевых он курировал выставки и проекты в этой сфере сперва в музее‑заповеднике «Царицыно», а затем в Третьяковской галерее. 

Но в 2007 году он стал фигурантом уголовного дела по экстремистской статье за выставку «Запретное искусство» в Сахаровском центре, и был затем уволен из Третьяковки: новейшим цензорам показалось, что выставка оскорбила чьи‑то религиозные чувства. 

Константин Эггерт поговорил с Андреем Ерофеевым о том, что происходит в музейной сфере, почему сегодня массово увольняют не только кураторов скандальных выставок, но и директоров музеев, а также почему деньги на культуру государство выделяет по остаточному принципу. 

Эггерт: Андрей, скажите мне, сейчас, судя по отдельным сюжетам нашей жизни, увольняют даже не кураторов и не отдельными выставками занимаются, а увольняют иногда просто руководителей музеев, директоров, которые вполне лояльны и никакого акционизма не допускают. С чем это связано?

Ерофеев: Пиотровский говорит, что государство не обозначило свои позиции, а я-то считаю, что она очень четко уже прочитывается и обозначена эта позиция. Я бы сказал так, что никакой поддержки музеям, и занять позицию, которую я бы сравнил, например, знаете, помните, там был такой летчик безумный, который жал на тормоз, когда самолет взлетал, и вся команда хоккейная погибла? Примерно такая позиция занята сейчас Министерством культуры в отношении музеев. То есть даже когда есть какой-то общественный накат, желание, требование создавать новые и новые вещи, в общем, делается все и в плане финансовом, и в плане административном, логистическом, чтобы это сорвать. И дело не в том, что кого-то увольняют.

Дело в том, что, например, просто целые музейные программы срываются. Например, сейчас сорвалась музейная программа, очень важный музей, который должен был быть построен на Ходынском поле в Москве — Государственный музей современного искусства. Его заложили камень в 2014 году, он должен был быть построен года через два, а вместо этого организация, собственно, для которой строился этот дом, которая называется ГЦСИ — Государственный центр современного искусства — была ликвидирована. То есть передподчинено некой конторе «Рогов и копыт», которая занимается техническими проблемами в основном: упаковкой произведений и изготовлением ящиков и автобазой. Почему это делается? Потому что как бы подавить какую-то активность и затормозить это дело.

Эггерт: Сейчас современное искусство настолько опасно, по-вашему, для властей?

Ерофеев: Видимо, это такой тренд, который сформировался в сталинские времена и никак не может у нас вылететь из головы начальства. То есть почему-то продолжают очень бояться современного искусства. Вообще я бы сказал так: секуляризированы мысли художественные либо научные. То есть не отделенные от мифа, который распространяет государство, от идеологии, либо от мифа, который связан с какими-то культами религиозными. То есть у нас любая мысль должна быть под покровом таким, под покровом этого мифа. А музей — это место как раз чистой секуляризованной мысли.

Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

Полный текст доступен только нашим подписчикам
Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.