Москву и Петербург соединит новая скоростная железная дорога: сколько она будет стоить и когда ее построят

16/04/2019 - 21:24 (по МСК) Дарья Полыгаева

В России хотят построить еще одну скоростную железную дорогу из Москвы в Петербург. Проект поддержал Владимир Путин. Его стоимость может превысить триллион рублей. Но необходимость такой дороги не очевидна. Эксперты указывают, что уже существующий «Сапсан» можно ускорить, если реконструировать пути, тогда дорога из Москвы в Петербург будет занимать 2,5 часа. В то время как на скоростной магистрали время в пути составит до двух часов. А высокоскоростные магистрали в Казань и Нижний Новгород до сих пор не построены. Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, рассказал, нужна ли новая железная дорога из Москвы в Петербург.

Михаил Яковлевич, что вы думаете об этом проекте, нужна ли новая железная дорога скоростная из Москвы в Петербург?

Главный вопрос заключается в том, что мировой тренд развития пассажирского сегмента в железных дорогах — это сообщение High Speed Rail, высокоскоростное сообщение, по-русски. России необходимо иметь хотя бы «в пилоте», хотя бы в единственном экземпляре полнокомплектный проект дороги именно такого типа. Где она будет, этот спор продолжался очень долго.

И эксперты, и чиновники самого высокого уровня спорили по поводу первоначальной трассировки Москва-Нижний Новгород-Казань. Были разные точки зрения, в конечном итоге, как всегда, когда эксперты не приходят к согласию, эксперты самого высокого уровня, Минфин, Минтранс, РЖД, научные институты все подряд, ну если они не пришли к общей точке зрения, выбор из возможных альтернатив выходит на самый высокий политический уровень. Как, собственно, это и произошло. Дорога эта необходима хотя бы для того, чтобы такой объект в России появился.

Дальше, трафик между Москвой и Питером — это рекордное звено в Российской Федерации, больше нет и не будет, и никогда не будет, вот это самый большой трафик. Там сейчас ежегодно, на всех видах сообщений, в том числе и на медленных поездах, и на «Сапсане», как угодно, там порядка пятнадцати миллионов ежегодно, три с половиной на «Сапсане». Найдется ли там трафик для высокоскоростного сообщения? Да, найдется. Возможно, скорее всего, будет стагнация авиационного трафика, все это совершенно не страшно. Главное, что в России появится эта транспортная система, соответствующая мировым трендам.

Михаил Яковлевич, проект одобрил президент, можно ли сейчас уже прикинуть, сколько времени уйдет на реализацию?

Вы знаете, это вопрос, для того, чтобы время, нужен проект. Это фактически новый проект. Весь смысл в ВСМ то, что это обособленные путевые конструкции. Вот наш «Сапсан» едет по тем же рельсам, по которым возят грузы, и ближнее пригородное сообщение, все по тем же рельсам, по тем же путям. Это надо строить новое, соответственно, это очень серьезный проект.

Сколько времени это займет, вы знаете, на самом деле эта трасса очень хорошо, с точки зрения изысканий, она давно пройдена, политическая воля на это есть, я думаю, что в течение ближайших трех-четырех лет можно сделать. Но это очень жесткие темпы, потому что это как бы строительство от нуля, это не приспособление, не реконструкция, если, конечно, не будет принято альтернативное решение, давайте приведем нынешние рельсовые пути в порядок, где-то усилим, где-то реконструируем. Если это будет стройка от нуля, то это долгая стройка, ничего не сделаешь.

А что это будут за путевые конструкции? Они будут следовать параллельно нынешним конструкциям, нынешней дороге, то есть предполагается вырубка деревьев и так далее?

Я сейчас разговаривал с самой замечательной журналисткой и самым знаменитым экспертом. Это надо изыскивать на трассе. То есть географически, конечно, будет один коридор, а уже на уровне топографии, деталей местности, это густонаселенная территория Российской Федерации, там очень трудно трассировать. Что-нибудь придумаем, для этого, собственно, и есть квалифицированные проектировщики.

Спасибо вам.

Фото: Интерпресс/ТАСС

Также по теме
    Другие выпуски