Новейшая история от президента: что школьникам расскажут про Сирию и Донбасс

Совет федерации вводит экспериментальный курс «Урок современной истории России»
19/10/2016 - 00:49 (по МСК) Алексей Александров

События последних шести лет  могут стать предметом изучения на уроках истории в школе. Утвержденная учебная программа по истории включает в себя только события до 2008 года, а о том, что произошло позднее – в десятых годах, школьникам не рассказывают.

Проводить уроки о современной истории России предложили школьники, которые участвовали в семинаре «Стратегия будущего», председатель Совета федерации Валентина Матвиенко идею поддержала. О чем будут рассказывать на уроках нового курса — в материале Алексея Александрова.

Санкции и антисанкции, Крым, Донбасс и Сирия — эти темы точно будут включены в предлагаемый курс. Во всяком случае, рассказывать об этом попросили сами школьники, так утверждает Станислав Неверов, руководитель Института развития местных сообществ, который занимался разработкой проекта. По его словам, школьники, например, не понимают, почему Крым в марте 2014 года присоединился к России, а Донбасс — нет.

Станислав Неверов, руководитель проекта «Урок современной истории России»: «Население не понимает, почему мы этого не сделали, почему с Крымом это произошло, а с территорией юго-востока Украины это не произошло. У людей вопросы, соответственно, им нужно исторически объяснить и рассказать, какие территории, кому, что и так далее. Школа этого объяснить на сегодняшний день не может ни в силу образовательных стандартов, потому что в стандартах этого нет, а учебник по истории заканчивается 2008 годом, ни в силу того, что опять же, учителя это простые обыватели, которые точно так же, как и дети, включают Первый канал, Россию и верят тому, что смотрят там. А включают канал, например, более оппозиционный и верят тому, что там. И у них в голове начинается сумбур, каша, и в итоге общего мнения никакого сформировать практически невозможно».

Всего курс «Современной истории России» будет состоять из 6 уроков. По 2 часа будет посвящено политике и экономике России, еще 2 — социальной сфере. Чтобы было нескучно, школьникам даже предложат дискуссии в форме дебатов. Интересно, что, по словам сенатора Вячеслава Тимченко, школьникам будут рассказывать не только об истории, но еще и о будущем нашей страны — так, как его видит президент Владимир Путин. Рассказывать будут, например, о Стратегии-2020.

Вячеслав Тимченко, член Совета Федерации: «Если для учащихся старших классов можно более подробно освещать ту или иную стратегию, то для учащихся средних классов достаточно сказать, что Россия, как мощная страна, развивается по стратегическим планам. И приоритеты этих планов должны быть озвучены, это и социальная политика, это и поддержка сельского хозяйства, поддержка производства, и другие самые важные проекты, которые отражены в указах президента Российской Федерации».

Курс запустят в школах в 9 регионах — учителя истории из этих школ и приехали сегодня на семинар в Совет Федерации. Эксперимент будет проводится в Ивановской, Кировской, Ленинградской, Томской и Тюменской областях, на Камчатке, в Кабардино-Балкарии и Крыму, а также Москве. События, о которых учителям предложат говорить на уроках современной истории, отбирает экспертный совет. В него входят педагоги из МГУ, РАНХиГС и Плехановки.

Проект также курирует, например, секретарь Комиссии по информационному сопровождению государственной политики Совета при Президенте Андрей Худолеев. По его словам, экспертный Совет предлагает учителям только список событий, о которых можно рассказать школьникам. Опубликовать этот список, правда, обещают позднее. Худолеев в краткой форме рассказал Дождю, как будут выглядеть уроки современной истории, например, о событиях в Сирии или о присоединению Крыма.

Андрей Худолеев, секретарь комиссии по вопросам информационного сопровождения госполитики Совета при Президенте по межнациональным отношениям: «По Сирии, как событие, главный вопрос у нас, почему мы там, объясняется очень просто — потому что по приглашению законного правительства Башара Асада, который прошел на досрочные президентские выборы и избран народом в данном случае главой государства. И мы там находимся по приглашению правительства Сирии. В отличие от западной коалиции, которую никто не приглашал.

Тот же самый референдум в Крыму. Факт был? Результаты референдума состоялись? Причем тут, у нас Будапештский меморандум и референдум в Крыму? Вот если так, чисто?».

По мнению Худолеева, говорить о Будапештском меморандуме, который фактически Россия нарушила, присоединив Крым, на уроках не нужно. Впрочем, с мнением Худолеева согласились не все учителя — кто-то считает, что школьникам все-таки нужно рассказать про факт существования документа, а они уже сами смогут решить, нарушила ли его наша страна или нет.

Иван Хеорхе, учитель истории Гатчинской гимназии им. Ушинского: «Для начала нужно, может быть, предоставить ребятам возможность поработать с источниками, с теми или иными, в чем суть этого меморандума, попытаться разобраться, какие вытекали из этого обязанности, права. А потом они уже сами решат».

Авторы проекта надеются, что, если экспериментальные уроки современной истории сочтут полезными, в Министерстве образования подумают о введении курса во всех школах страны. У некоторых историков инициатива вызывает скепсис. Например, профессор Андрей Зубов говорит, что уроки современной истории могут стать адаптированной под школьников пропагандой.

Андрей Зубов, историк, профессор: «Под видом продолжения истории за последние шесть лет, под видом дописывания истории будет проводиться обычная политическая индоктринация, где будет оправдываться аннексия Крыма, оправдываться и предлагаться определенная концепция войны в Украине, в Донбассе, и, соответственно, концепция войны в Сирии. Многие учителя, видимо, будут это просто игнорировать, ну а кто-то, наоборот, с великой радостью будет все это рассказывать, естественно, следуя указаниям сверху. Вряд ли кто-то из учителей осмелится давать неофициальную версию этих болевых событий».

Министерство образования предлагаемый курс одобрять не будет — одобрение пока не требуется, потому что это эксперимент. Правда, специалисты Минобра все же входят в совет, который разрабатывает проект. Первые экспериментальные уроки «Современной истории России» в пилотных школах начнутся уже со второй четверти. 

Фото: Дмитрий Азаров / КоммерсантЪ

Другие выпуски