«Разговорчики» в строю. Как «разгоняют» онлайн-митинги, и кто придумал протестные акции в интернете

21/04/2020 - 22:18 (по МСК) Антон Баев

20 апреля жители нескольких регионов устроили виртуальные акции протеста против режима самоизоляции: на картах «Яндекс.Навигатора» они ставили перед зданиями местных администраций отметки с сообщениями. Там появились требования отменить самоизоляцию, пропускной режим, ввести режим ЧС, освободить граждан от уплаты налогов и взносов за услуги ЖКХ. Если есть онлайн-митинг, то есть и онлайн-Росгвардия. Массовые выступления россиян в «Яндекс.Картах» российская компания не оставила без ответа: она стала удалять метки участников виртуальных митингов. О русском бунте в эпоху пандемии — Антон Баев.

«Россия без Путина», «Рифмы и Митинги», «Введите ЧС», «Го ЧС», «Вводите ЧС, хватит мучить людей», «Введите ЧС», — такие лозунги писали участники онлайн-митингов. 

Политические акции, как и все на свете, теперь перешли в онлайн. 20 апреля пользователи сервисов «Яндекс.Карты» и «Навигатор» стали массово расставлять метки с требованиями к правительству. Виртуальные митинги прошли в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Казани и Москве. Акцию быстро заметили и уже 21 апреля «Яндекс» ввел ограничение: метки можно оставлять рядом с домом и касаться политики комментарии не должны, иначе их будут удалять.

Пресс-служба «Яндекса»: Мы хотели бы напомнить, что «Разговорчики», как и другие обозначения на карте, призваны информировать пользователей об актуальной дорожной ситуации. В сервисе будут автоматически ограничиваться сообщения, которые публикуются не в точке, где находится пользователь. Мы делаем сервисы для всех, поэтому более 20 лет назад мы договорились строить «Яндекс» вне политики, на этом же принципе основаны наши сервисы и правила их модерации.

Кроме того, компания перестала отдавать данные о комментариях внешним сервисам. Из-за этого на время перестал работать сайт «Разговорчики». Там жалобы отражались в прямом эфире и постоянно обновлялись. 

Акции получились настолько громкими и резонансными, что во вторник отвечать на них пришлось уже Дмитрию Пескову. Он, как водится, от ответа ушел.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента: Мы очень тщательно отслеживаем появление разных форматов в интернет-пространстве. Мы с большим вниманием относимся к сообщениям, где люди говорят о сложностях, которые они переживают и о причинах этих сложностей. По мере возможностей это учитывается при составлении дальнейших планов по поддержке отдельных категорий граждан. Я бы не стал преувеличивать и обобщать, по «Разговорчикам» и так далее. Это не может быть отдельной кампанией. Но, тем не менее, конечно, ничто не проходит мимо нашего внимания.

Вместе с протестными настроениями в онлайн перешли и оппозиционные политики. Через неделю муниципальные депутаты Илья Азар и Юлия Галямина проведут вместе с другими политиками онлайн-митинг «Нет». Кроме стрима, обещают снова вывести людей в комментарии на «Яндекс.Картах».

Юлия Галямина, муниципальный депутат Тимирязевского района Москвы: Это будет трансляция на Youtube, и спикеры будут выступать по 3-5 минут по темам, связанным с нынешней ситуацией: как эпидемиологической, так и экономической. Цели у этого точно такие же, как, собственно говоря, у митингов. Это, прежде всего, разговор с обществом. Мы будем просить людей отмечать эти лозунги у себя, рядом с домом.

Немного иной способ онлайн-протеста выбрал Алексей Навальный. Он предложил акцию «пять шагов». И поучаствовать в ней можно подписав петицию на трех сайтах. Пока результаты далеки от требуемых, но собрали более полумиллиона подписей на всех площадках.

Алексей Навальный, политик: Давайте устроим сетевую кампанию, раз другие механизмы не доступны. Мы с вами знаем, чего хотим, наши требования разумны. Они поддержаны большинством авторитетных российских экономистов. Да-да-да, я сам скептически отношусь к интернет-петициям. Собирал много раз. И ни разу требование не исполнили. Однако здесь это будет важный, уместный и очень простой инструмент. 

Несмотря на то, что адресную помощь поддержали авторитетные российские экономисты, пока это больше похоже на популизм.

Сергей Алексашенко, экономист: Есть нуждающиеся, те люди, которым действительно надо помогать, те люди, которые в кризисе лишились зарплаты, лишились доходов, чье материальное положение требует государственной поддержки. И есть простота популистского лозунга. Медианный доход на члена семьи, то есть сколько денег приходится на одного члена семьи в России, составляет около 15 тысяч рублей. Если вы проводите планку в 15 тысяч рублей, то у вас точно совершенно 50% населения получает эту поддержку. Если вы проводите планку 25 тысяч рублей, то у вас 70% проходит, может, будет больше даже.

Если даже Навальный поверил в онлайн-петиции, а муниципальные депутаты проводят стримы-митинги, нас ждут и другие акции в интернете. Это могут быть флешмобы, хэштеги и даже оффлайн-акции, считают политологи.

Александр Кынев, политолог: Две вещи имеют значение. Это возможности перехода онлайна в оффлайн. У нас есть окна, балконы и так далее. Выкидывание наружу тех или иных текстов, листовок, плакатов. Я думаю, что это определенная массовость. И эта массовость, на мой взгляд, может быть в двух направлениях. Во-первых, это абсолютное количество участников и как оно будет расти. И второе географическое.

То, как легко акции из онлайн-пространства могут перейти в реальность, 20 апреля показал Владикавказ. Там в центре города собрались 1,5 тысячи человек, вышедших из самоизоляции. Требовали они того же, что и онлайн-протестующие: объяснить, что происходит, и поддержать оказавшихся в трудной ситуации людей.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски