Митинг за полярным кругом: кто мешает беженцам сбежать из России

03/03/2016 - 23:41 (по МСК) Когершын Сагиева, Павел Лобков

В далеком мурманском городке Кандалакша в четверг, 3 марта, неизвестные вышли на митинг протеста. В руках у них были плакаты на арабском, поэтому никто ничего не понял. А когда с арабского перевели, выяснилось, что это беженцы, которые пытаются пешком, на велосипедах и в багажниках перебраться в заветную Европу. В заполярной политической драме разбиралась Ольга Гладышева.

Около сотни человек застряли на границе России и Финляндии в маленьком городке Кандалакша.  Все они — беженцы из стран Ближнего Востока, Африки и Средней Азии. Для них Россия — перевалочный пункт между неблагополучной родиной и богатой Европой. Их маршрут выглядит примерно так: потенциальный беженец получает российскую туристическую визу и летит в Москву.

 

Из столицы он попадает в Мурманск ( в основном на поезде).

 

 

Там его находят так называемые проводники, которые за вознаграждение предлагают доставить его до границы. Есть два варианта, как попасть в Европу — через Финляндию или Норвегию через города Кандалакша или Никель.

 

 

Раньше такие люди практически не встречались с сопротивлением на границах, но уже три дня никто не может покинуть территорию России. Для маленькой Кандалакши — это настоящий коллапс, который уже привел к стихийному митингу (правда, больше всего недовольны беженцы, которые не могут достичь заветной «европейской мечты»).

Почему же они не могут проехать? Раньше же все было хорошо — никаких препятствий. Не страшило их ни отсутствие Шенгенской визы и денег, ни возможность неудачи. Финляндия закрыла свою границу, говорят в Кандалакше. В финской погранслужбе это опровергают. А тем временем на базах отдыха в Кандалакше продолжают собираться мигранты — у них заканчиваются деньги и еда, но пока что остается крыша над головой. Их приютил местный владелец гостиницы «Промо тур» Павел Жидких.

Павел Жидких, владелец гостиницы  «Промо-тур»: «Получилось, так, что из-за решения финской стороны заложниками ситуации стали все в городе. Я, силовые структуры, администрация города – для всех это было неожиданно. Получилось, что люди зависли в воздухе. Вот пока они живут у меня. Они голодные, не сказать чтобы очень озлобленные, но пока у них есть деньги на питание, можно с ними как-то … стараемся уговорами их, им нужно просто объяснять – ну вот так пытаемся с ними работать. Они сейчас в растерянности, в прострации такой. Они сами не знают, что им делать».

Есть еще одна причина, по которой могло прекратиться пересечение границы – это те самые перевозчики, которые берут деньги за то, чтобы беспрепятственно переправить беженцев в Европу. Как правило, они свои услуги они оценивают в пять тысяч рублей, но сумма может доходить и до десятков тысяч(в зависимости от того, в чем именно они помогают мигрантам). Против таких людей в Норвегии, например, существуют довольно суровые штрафы: до 10 тысяч крон (это около 80 тысяч рублей),запрет на въезд в Норвегию до трех лет и даже тюремное заключение.

Ко всему прочему, прошлом месяце в пограничном финском городке Салла задержали российского гражданина, который пытался перевезти в своем автомобиле пятерых беженцев. У него изъяли телефон и заставили заплатить 600 долларов в качестве залога. Еще несколько подобных дел в Финляндии находится на стадии расследования.

Александра Лебедева, веб-редактор газеты «Комсомольская правда – Мурманск»: «Эти люди в основном работают таксистами, перевозят беженцев по пять-шесть человек. С документом о выдворении из нашего государства беженцы приезжают на границу и пересекают ее нелегально. Некоторые поняли, что у них нет выбора – никто их через границу не пустит, и они возвращаются домой».

Раньше решением проблемы был велосипед (беженцы не пользовались услугами перевозчиков, а самостоятельно переезжали через границу), но в конце декабря это средство передвижения запретили — пересекать границу теперь можно исключительно на автомобиле. Объяснили это тем, что «Передвижение на велосипеде в зимних условиях угрожает безопасности как самих велосипедистов, так и других участников дорожного движения».

В Финляндии ситуацию видят по другому: финны настолько не привыкли к беженцам, что стали строить конспирологические теории — якобы Россия специально способствует коллапсу в Европе, переправляя своих гостей через границу без каких либо проверок.

Леван Твалтвадзе, журналист Русской службы «Юлейсрадио», Финляндия: «Финская граница на Лапландском направлении как работала, так и работает. Скорее всего, есть такое предположение, что именно слова Владимира Путина повлияли на то, что теперь поток беженцев из России в Финляндию прекратился, потому что на днях он выступал перед представителями ФСБ и сказал, что нужно усилить контроль. И вот каким-то чудесным образом после этого выступления, вдруг резко прекратился этот поток. Вслух задавался вопрос: «А не является ли действительно открытие границ на российской стороне частью какой-то вот такой целенаправленной программы для того чтобы дестабилизировать ситуацию внутри Европейского Союза, но вот сейчас эти предположения пока несколько затихли».

Финны еще задолго до того, как Австрия или Германия, объявили об антирекламе своей страны как приюте для беженцев и не раз закрывали границы. Вот, например, одно из сообщений на официальном сайте финского посольства в России памяткой под названием «Финляндия – не рай – уточните информацию перед выездом в Европу». Вот несколько цитат из этого документа: «Убежище предоставляется не на основе бедности или нищеты». «Человек может получить убежище только в том случае, если его преследуют или же ему грозит фактическая опасность», «Работы на всех не хватит», «Воссоединение семьи возможно только при доказательстве определенного уровня доходов». Вообще можно сказать, что финны несколько обижены тем, что Россия так запросто скидывает на них еще и эту проблему. На встрече с премьер-министром России Дмитрием Медведевым президент Финляндии Саули Нийнистё заявил, что беженцы «не имеют права выбирать»: Россия тоже безопасная страна, поэтому пусть просят убежища у нее. Медведев на такие претензии ответил своей речью в Мюнхене — Россия приняла уже достаточно беженцев.

И весь этот миллион беженцев – это украинские переселенцы. Принимать сирийских и африканских мигрантов Россия видимо не собирается, поэтому Финляндия отвечает тем же. За прошлый год убежища на российско-финской границе попросили 700 человек. Однако это совсем небольшие цифры по сравнению с 32 тысячами беженцев в Финляндии в целом. 

Другие выпуски