Митинг без связи: как власти глушили мобильный интернет, и зачем у задержанных отобрали телефоны

05/08/2019 - 19:03 (по МСК) Антон Желнов

Во время акций протеста 3 августа в центре города многие жаловались на недоступность мобильного интернета. По одной из версий, операторы специально отключили связь на время протестов, возможно это были рукотворные отключения. По словам некоторых участников акции, сотрудники московских кафе говорили им, что полиция рекомендовала отключить интернет. Сотовые операторы объясняли проблемы большим скоплением людей в центре города, но это объяснение вызывает у экспертов сомнения. Глава международной правозащитной организации «Агора» Павел Чиков сообщил, что юристы уже получили 18 жалоб на перебои с мобильным интернетом в центре Москвы 3 августа. Жалуются на МТС, «Билайн», «МегаФон» и Теле2. В техподдержке проблемы объясняли «техническими причинами», МТС извинялся и предлал своим абонентам скидку в следующем месяце. О том, как связаны несогласованный митинг в центре города и проблемы с мобильным интернетом — материал Василия Полонского. 

Андрей Юрко, Москвич: Мы попали в отдел Коптево, нас там очень долго держали, не пускали к нам адвоката. Потом по одному начали вызывать, сначала к полицейским, потом к следователю. Полицейские у всех забирали телефон, выключали авиарежим, убирали все это в конвертик. На этом все закончилось.

Вот чем закончился субботний митинг для студента Андрея Юрко. Об изъятиях мобильных телефонов в полиции начали сообщать еще на выходных. Андрей вышел прогуляться по бульвару, но попал в кольцо ОМОН.

Студента задержали на Тверской, куда людей вытесняла полиция. Смартфон — отобрали в ОВД «Коптево». Причина — уголовное дело о беспорядках на акции 27 июля, на которой Андрея вообще не было. Пароль от телефона сотрудникам он не дал, а телефон чуть позже почистил.

Андрей Юрко, Москвич: Я приехал домой, это было где-то в 6 утра. Я включил на айфоне режим пропажи, заблокировал его и снес перед этим некоторые приложения, удалил Телеграм, Контакт и еще некоторые приложения.

Телефоны забирали у многих. Не понятно только как сотрудники определяли, что участники акции 3 августа имеют отношение к митингу 27 июля. Но по закону, если все правила были соблюдены, полицейские имели право это делать.

Алексей Федяров, глава юридического департамента «Руси Сидящей»: Если это делается по поручению следователей, которые входят в состав следственной группы, вообще, чисто теоретически, это должно быть поручение руководителя следственной группы каким-то оперативно уполномоченным, то само по себе следственное действие по изъятию телефонных аппаратов — его сложно будет назвать незаконным. Другое дело, насколько оно обоснованно, но законом это действие предусмотрено.

Те кто отдали свои мобильные могут не увидеть их несколько лет, пока уголовное дело не будет закрыто. Но оперативно взломать все эти телефоны будет очень сложно.

Станислав Шакиров, технический директор Роскомсвободы: C одной стороны, наши спецслужбы закупали определенные комплексы, которые могут взламывать мобильные телефоны, при этом надо понимать, что это длительная работа, результативность которой тоже не всегда известна. Поэтому, в данном случае, какие-то телефоны, чисто гипотетически, сотрудники спецслужб смогут вскрыть, какие то не смогут. При этом я не знаю, сколько их было изъято. Но чтобы вскрыть все — это не один год нужен, чтобы все телефоны протестующих были дешифрованы. И результативность тоже будет не 100%, просто потому что сложно взломать тех, кто регулярно обновляется. 

Для таких целей в России используют программы и оборудование израильской компании Cellebrite. Аппарат называется «UFED». Например, на сайте Следственного комитета подробно рассказывают как сотрудникам удалось вскрыть айфон 2013 года выпуска.

Следственный комитет: При осмотре с применением программно-аппаратного комплекса «UFED» сотового телефона марки «IPhone 5S» извлечена информация, с помощью которой удалось установить, что указанный телефон принадлежит другой женщине

Логики брать с собой телефон на несанкционированную акцию не было, потому что связь в центре Москвы работала настолько плохо, что невозможно было загрузить даже мессенджеры. Еще вчера 18 человек подали жалобы в Роскомнадзор на основных операторов в столице.

Павел Чиков, адвокат: Среди компаний, на которые есть жалобы, — МТС, Билайн, Мегафон и Теле2. В техподдержке проблемы объясняют «техническими причинами». МТС извиняется и сходу предлагает своим абонентам скидку в следующем месяце.

Но такие проблемы возникают почти на каждом протестном митинге в Москве. Технический директор общественного движения Роскомсвобода — Станисла Шакиров уверен, что это не связано с количеством людей, которые выходят на оппозиционные акции.

Станислав Шакиров, технический директор Роскомсвободы: Конечно, на массовых акциях, на фестивалях и прочее, действительно не выдерживают базовые станции. Но в случае центра Москвы — там всегда много людей, и на выходных, с учетом тех, кто гулял по бульварам, я думаю, количество людей было примерно соизмеримо с тем, что происходит там же в будни, когда люди находятся в офисах. Поэтому о перегрузке сети говорить смысла нет.

Операторы связи на запрос Дождя об отключении мобильного интернета пока не ответили.

 

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски